Программа кружка «Эрудит» для учащихся 3-4 классов
Володченко В.Ю. Игры нашего двора: Сборник. – М.: Дом, 1988. – 92 с.
Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу – с игрой: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 178 с.
Гальперштейн Л.Я. 100 настольных игр. – М.: Росмэн, 2000. – 156 с.
Детский праздник в школе, лагере, дома: Подсказки организаторам досуговой деятельности. – Нижний Новгород, 1998. – 48 с.
Дитрих А., Юрмин Г. Почемучка. – М.: Педагогика – Пресс,1993. – 269с.
Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся // Вопросы психологии. – М., 1990. – № 6. – С. 44.
Методические рекомендации по библиотечно-библиографическим урокам.- Миасс, 1989. – 52 с.
Обо всем на свете. – М.: Росмэн, 2000. – 226 с.
Природа родного края. – Челябинск,1997. – 53 с.
Тайны живой природы. – М.: Росмэн, 2000. – 342 с.
Чирва А. Книга в твоих руках. – М.: Просвещение,1985. – 111 с.
Организация эксперимента
В процессе реализации программы были организованы экскурсии по городу, в краеведческий музей, в детскую библиотеку. Осуществлялось взаимодействие развития познавательных процессов и знакомства с окружающим миром. Мы постарались объединить получение знаний и игровую деятельность. Все время велось наблюдение за школьниками. Отрадно было наблюдать, как от занятия к занятию меняются дети. У Аллы Ч. было рассеянное внимание. Девочке было трудно сосредоточиться, ее отвлекали малейшие звуки. Казалось, что ей неинтересен процесс, но потом мы заметили, что Алла очень любит ежика из сказки Сутеева. Тогда стали предлагать ей познавательный материал об этом животном. Девочка с интересом слушала информацию о зверьке, с интересом рассматривала иллюстрации в энциклопедиях, в театральных моментах пыталась изображать лесного жителя. Постепенно девочка полностью включилась в процесс, проблемы со вниманием исчезли.
У Вани Х. были проблемы в произношении твердого звука «л». Мы стали часто включать в игру произношение «гудка парохода»: «лы-ы-ы-ы». Ребята движениями и звуками подражали пароходу. Чтобы произнести слово «лы-жи» мы предлагали ему потянуть слог, как бы подражая кораблику. Через несколько занятий, у Вани стал получаться «трудный» звук.
Развитие внимания, памяти, речи, восприятия, воображения необходимы в младшем школьном возрасте. Поэтому данная программа заинтересовала родителей и учителей начальной школы.
Был организован систематический процесс игровой деятельности, способствующий интеллектуальному развитию каждого ребенка. К каждому разделу были подобраны игры или элементы игры. Совместно с детьми разрабатывались и изготавливались настольные игры (лото, маршрут и пр.). Особо активные школьники выступали разработчиками интеллектуальных рингов.
Знакомству с окружающим миром способствовали экскурсии на природу. Так, например, при изучении птиц родного края проводилось исследование пригородной зоны с целью орнитологического изучения. Особой популярностью среди ребят пользовались пешие экскурсии по старым улочкам нашего города. Они с интересом рассматривали старинные здания, интересовались жизнью купцов того времени.