Программа кружка «Эрудит» для учащихся 3-4 классов
Как много в мире неизвестного, ребята!
И это не беда.
Из книг, из жизни новое узнаем мы всегда!
Пояснительная записка
Велика роль книги в учебно-воспитательном процессе. И не только потому, что без общения с книгой немыслимо приобретение знаний.
К.Д. Ушинский говорил, что “ ученик не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь”.
Задача кружка «Эрудит» не только в том, чтобы передать ребенку определенное количество информации, а, главное, научить его самостоятельно добывать знания.
Игра - эффективное средство развития познавательных способностей детей в младшем школьном возрасте. Для плодотворной работы нами было сделано следующее:
организовали систематический процесс игровой деятельности, включаясь в который каждый ребенок интеллектуально развивался,
ввели в учебный процесс ознакомление с окружающим миром, максимально использовали для этого игру и элементы игры;
организовали работу одновозрастного коллектива. Это позволило соединить обучающую, воспитательную, развивающую, тренировочную и состязательную деятельности.
Образовательная задача:
Способствовать расширению кругозора младших школьников с помощью игры.
Развивающая задача:
Развивать у младших школьников познавательные способности: внимание, память, мышление, речь, восприятие, воображение.
Воспитательная задача:
Способствовать воспитанию саморазвивающейся личности.
Необходимо пробудить интерес школьников, чтобы им захотелось и на изучаемых предметах работать с дополнительной литературой, использовать различные источники знаний.
В основе построения программы лежит принцип отбора наиболее актуальных для детей этого возраста знаний, необходимых для развития познавательных способностей личности, для расширения кругозора.
Для реализации программы используются следующие педагогические технологии:
Репродуктивные (объяснительно-иллюстративные, побужда-ющие репродуктивные),
Частично-поисковые (эвристические),
Игровые. С помощью этих технологий учащиеся воссоздают и осваивают общественный опыт, знания, овладевают умениями и навыками в соответствии с поставленной целью посредством игры.
В жизни игровая деятельность имеет разные функции:
развлекательную (доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
коммуникативную;
самореализации;
терапевтическую (преодоление игровых трудностей, сопоставимых с возникающими в жизни);
диагностическую (в процессе игры можно познать себя, открыть для других свои скрытые черты);
коррекционную (измениться под влиянием игровой практики, социализироваться, принять правила игры и др.).
В структуре любой игры можно найти элементы целеполагания, планирования, реализации цели, анализа результатов. Игра всегда добровольна, включает элементы соревнования, приносит участникам удовлетворение, позволяет самоутвердиться, самореализоваться.
Дети легко вовлекаются в игровую деятельность, и чем она разнообразнее, тем интереснее для них. Она может охватывать какую-то часть учебного процесса, объединенного общим содержанием. В игровую деятельность входят игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; игры, развивающие умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умение владеть собой, быстроту реакции, смекалку и др.