Программа кружка «Эрудит» для учащихся 3-4 классов
Содержание программы
Введение
Знакомство с планом работы кружка. Правила поведения. Режим работы. Техника безопасности. Оснащение процесса. Выявление источников информации. Входной контроль.
Книга – источник знаний
Роль книги в расширении кругозора. Строение книги. Научно- познавательная литература и работа со справочными изданиями.
Практические задания
Изготовление книжки – самоделки. Оформление рукописной книги. Подготовка сообщений о своей школьной библиотеке, о домашней библиотеке. Оформление выставки личных научно – познавательных книг.
Экскурсии
Библиотеки разных уровней.
Развитие познавательных процессов через изучение окружающего мира, природы и истории родного края с помощью игры
Развитие познавательных способностей и процессов (внимание, память, мышление, речь, восприятие, воображение) через игру.
Расширение знаний о родном крае.
Птицы, рыбы, насекомые, животные нашего района. Статистические данные о нашем районе. Памятники нашего края. Интересные сведения (рекорды) о Челябинской области. Памятники истории района. Чудеса природы родного края (Серпиевский пещерный град). Улицы родного города.
Практические занятия
Подготовить сообщения о необычных растениях и об удивительном животном. Выполнить рисунки различных растений, животных. Рассказать или нарисовать любимый уголок малой родины. Тесты и игры.
Экскурсии
Посещение краеведческого музея. Прогулки по уголкам нашего города.
Особенности методики обучения
Учебно-воспитательный процесс направлен на развитее познавательных способностей детей, на развитие «умственного аппетита».
Длительные наблюдения в процессе работы с детьми убедительно показали, что школьники охотно и с большим интересом обращаются к умственным играм, викторинам. Потому, необходимо использовать в процессе занятий игровые формы. Примеры авторских игр приведены в приложении 4,5.
Игра должна соблюдать принцип от простого к сложному. Необходимо учитывать наличие занятий, которыми располагают слушатели.
Планируемый результат
Результатом обучения детей по данной программе является пополнение знаний, развитие познавательных способностей, желание детей работать с книгой. Педагог должен развивать у ребенка:
внимание,
память,
мышление,
речь,
восприятие,
воображение.
Контроль
Контроль проводится в игровой форме: игры, тесты, игровые программы, интеллектуально – познавательные игры, викторины и др.
Контроль позволяет определить эффективность обучения по программе, внести изменения в учебный процесс, позволяет детям, родителям увидеть результаты, создаёт хороший психологический климат в коллективе.
Необходимо продумать поощрение ребят.
Литература для педагога и детей
Башлий Е.В. Игровые методы как одна из форм активных методов обучения // Дополнительное образование. – 2004. - №4.- С. 31.
Вавилов Ю.П. Игры для внимательных и сообразительных. – Ярославль: Академия Холдинг, 2002. – 111 с.
Виноградов Н. Страницы древней истории Южного Урала. – Челябинск, 1997. – 212 с.