Программа кружка «Эрудит» для учащихся 3-4 классов
Вариативность – в игре не должно быть одного единственно возможного пути достижения цели.
Должны быть заложены разные средства для достижения игровых целей.
Как же облечь занятие в игровую форму в практике учреждения дополнительного образования? Здесь великое множество вариантов, но обязательно соблюдение следующих условий:
соответствие игры учебно-воспитательным целям занятия;
доступность для учащихся данного возраста;
умеренность в использовании игр на занятии.
Кроме того, в рамках темы можно выделить такие виды занятий:
ролевые игры на занятии (инсценирование);
игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (занятие-соревнование, занятие-конкурс, занятие-путешествие, занятие - КВН);
игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди, произведи, расскажи и т.д.);
использование игры на определённом этапе занятия (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);
различные виды внеклассной работы по изучению окружающего мира (экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися одного возраста разных групп и школ.
В основе построения программы лежит принцип отбора наиболее актуальных для детей этого возраста знаний, необходимых для развития познавательных способностей, для расширения кругозора.
Содержание программы помогает закрепить и дополнить знания учащихся, развить познавательные процессы с помощью игры.
В своей совокупности разделы данной программы должны способствовать развитию у детей внимания, мышления, памяти, творческого воображения, речи, восприятия, воспитанию наблюдательности, обоснованности суждений, умению работать с книгой, доводить начатую работу до конца.
Эта познавательная программа рассчитана на четыре месяца. Занятия проводятся два раза в неделю, по два часа в день. Итого - 64 часа учебного времени.
Набор детей в группу свободный. В группе 12 – 15 человек.
Для реализации программы необходимы экскурсии на природу, посещение музея, библиотек.
Примерное распределение учебного времени по темам
N |
Тема занятия |
Количество часов | |||
теория |
практика |
экскурсии |
итого | ||
1. 2. 3 |
Вводное Книга – источник знаний Развитие познавательных способностей через изучение окружающего мира, природы и истории родного края с помощью игры Внимание Память Мышление Речь Восприятие Воображение Итоговое игровое мероприятие ИТОГО |
2 2 24 4 4 4 4 4 4 28 |
4 18 4 2 2 2 2 4 2 22 |
2 12 2 2 2 2 2 2 14 |
2 8 54 10 8 8 8 8 10 2 64 |