Использование пластико-ритмической гимнастики в воспитании детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Заключительный этап обучения посвящается нами совершенствованию движений детей при выполнении движений экзерсиса, воспитанию у детей умения выполнять более сложные движения и импровизации. Отметим, что на занятиях данного этапа также усложняется ритм и в целом характер музыкального сопровождения. Возросшие умения детей позволяют нам использовать на данном этапе такие сложные композиции, как "Букет" цветов", "Осенние листья" "Пляска огня" и др. На данном этапе возможно более широкое использование речи детей в процессе или после выполнения тех или иных заданий. Так, например, ребенок после исполнения той или иной импровизации может рассказать о своей роли: "Я лист дуба. Дуб - крепкое могучее дерево. Лист дуба плотный, с волнистыми краями. Осенью он становится желтым"; "У меня красивый букет. Я собрала этот букет из больших белых ромашек" и т.д.
Процесс релаксации на данном этапе, помимо используемых ранее расслабляющих упражнений, включает задания, способствующие развитию образности движений детей (дети "превращаются" в "птиц", "стрекоз", которые "летают, плавно взмахивая крыльями" и т.п.).
В качестве примера в Приложении к дипломной работе приведен план-конспект одного из занятий основного этапа обучения.
Предлагаемые ниже методические разработки могут применяться в качестве отдельных фрагментов подгрупповых и фронтальных логопедических занятий, а также как физкультминутки или часть специальных занятий по пластико-ритмической гимнастике.
Задание 1. "Осенние листья" (физкультминутка на логопедическом занятии по теме "Осень").
Музыкальное сопровождение: музыка Г. Свиридова "Времена года".
Ход выполнения задания. Дети кружатся, как листья, они выполняют движения "взлет" вверх и "падение" на землю. Педагог объясняет, как выполнить кружение легко, свободно. Кружась, дети говорят, с какого дерева листья: "Мы - березовые листья (кленовые, дубовые, липовые; золотые листья каштана, багряные листья клена и т.п.; мы легкие, быстрые, золотистые от солнца)".
Задание 2. "Вальс осенних листьев" (часть занятия по пластико-ритмической гимнастике).
Музыкальное сопровождение: музыка Г. Свиридова "Времена года".
Ход выполнения задания.
Вальсирование по кругу с букетами из листьев. Легкие движения на носках к центру. "Букет раскрылся" (дети с листьями прогибаются назад).
"Маленькие разноцветные букеты" ("букет распадается" на маленькие разноцветные "букеты", дети кружатся в ритме вальса - "лодочка", меняя направление).
"Налетает ветер" (музыка из спокойной становится волнующей). "Листья" кружатся хаотично, "взлетают" вверх (мимика лица - испуг, волнение) и "падают" (дети располагаются на ковре, закрываются листьями).
Мизансцена: "золотой ковер из листьев" (дети не двигаются). Появляется ребенок в "золотой" одежде с дудочкой (музыка легкая, спокойная, светлая). "Листья оживают" (дети как бы просыпаются после долгого сна, продолжается вальс. И только после появления ребенка в белой одежде ("зима") - листья "засыпают".