Использование пластико-ритмической гимнастики в воспитании детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
В процессе основного этапа обучения (декабрь - март) нами решаются такие задачи, как воспитание умений детей последовательно и четко выполнять основные позиции и отдельные движения рук и ног (в том числе исполнение экзерсиса), развитие координации движений, формирование умений выполнять импровизационные движения под медленную плавную музыку, развитие умений исполнять элементы танца.
Реализуя первую задачу, мы предлагаем детям выполнять освоенные ими движения рук и ног в определенном ритме. Например, дети учатся попеременно касаться носком прямой ноги пола на счет 1,2,3, а на счет 4 принять основную позицию (данное упражнение выполняется с движением ноги вперед, в сторону, назад), чередовать подъем правой и левой ног, согнутых в колене, а также подъем прямой ноги в разных направлениях. На занятиях мы стараемся использовать возможности образных представлений детей при выполнении ими тех или иных движений. К примеру, воспитывая умение выполнять движения обеих рук, образующих овал, предлагаем детям представить, что их руки "держат большой шар"; обучая детей поочередному движению рук в указанной позиции, просим детей показать, "как одна рука догоняет другую".
Однако гораздо шире образность движений используется нами при включении в занятия небольших импровизаций, которые выполняются с музыкальным сопровождением. Дети с радостью импровизируют на такие темы, как "Цветы", "Капли дождя", "Бабочки", "Листья", "Жучки", "Животные", "Водопад", "Утреннее пробуждение" и другое.
Применение на занятиях импровизационных движений способствует развитию понимания обращенной речи у детей с недоразвитием речи, а также обогащению их импрессивной речи.
Воспитывая координацию движений у детей, мы обучаем детей выполнять попеременные движения рук и ног на месте и с продвижением в сторону, вперед. При этом нами используются такие упражнения, как "Ползаем, как змеи", "Ходим, как волки" и др. Развивая чувство ритма и координацию движений, мы предлагаем детям делать хлопки в различных сочетаниях с полуприседаниями или другими движениями (например, 4 хлопка - 4 полуприседания, 3 хлопка - 3 полуприседания, далее соответственно 2 - 2, 1 - 1, снова 4 - 4 и т.д.).
При обучении детей элементам танца нами используются отдельные движения русского танца (переступание ног, чередование касания правой и левой ногой пола, одновременные и попеременные движения округленных рук и т.п. - "ковырялочка", "хоровод" и др.), молдавского танца (выполнение притопывания, подскоков с продвижением вперед, "веревочка" и др.). Танец может носить не только национальный характер, но и быть импровизационным. Например, в танцевальной композиции "Веселый поезд" дети, показывая движение "поезда", выполняют перекатывание с носка на пятку; "прощаясь с мамой", делают соответствующие взмахи правой и левой рукой и т.п.
Процесс релаксации в ходе данного этапа, помимо упражнений, используемых в начале обучения, включает задания, стимулирующие к активизации представлений, впечатлений детей о том, что происходило с ними раньше. Например, педагог предлагает детям вспомнить себя, когда им было очень хорошо рядом с мамой, бабушкой, в других подобных ситуациях. После занятия детям (с учетом их возросших речевых возможностей) может быть предложено рассказать о том, что они представляли.