Использование дидактических игр на уроках математики в 5 классе
Изучив теоретический материал по использованию дидактических игр для развития внимания у учащихся, у автора возникло желание и интерес реализовать это на практике.
Автором работы по теме «Десятичная запись дробных чисел. Сложение и вычитание десятичных дробей» было разработано 12 уроков с использованием дидактических игр и один контрольный урок. Уроки проводились в экспериментальном 5А классе. В 5Б классе проводились уроки в традиционной форме без использования дидактических игр.
Для конструирования уроков автором работы использовался учебник «Математика 5» Виленкина Н.Я.
Анализ учебника показал, что автор учебника включил в практические задания упражнения на развитие внимания, памяти, мышления. Задания подобного типа в учебнике выделены знаком (буквой) «мыслете». Этим Виленкин Н.Я. обращает внимание учителей и детей на данное упражнение. Задания предложены разнообразные и действительно требуют особого внимания от учащихся. Задача учителя: проконтролировать выполнение этих заданий учащимися и уделять время на уроке подобным упражнениям.
Конспект урока математики
по теме «Десятичная запись дробных чисел».
Цели урока:
- знакомство учащихся с десятичной записью дробных чисел; с правилами их записи и чтения;
- развитие математической речи учащихся, навыков устных вычислений;
- воспитание внимательности, интереса к предмету.
Оборудование: таблица к игре «Муха».
Ход урока
1
. Сообщение темы и целей урока.
2
. Устные упражнения. Игра «Муха».
Правила игры: детям предлагается таблица 3 х 3 с числами от 1 до 9.
Задача учащихся: следить за движением мухи, которая перелетает с клетки на клетку. Учителем называются только координаты клетки, а число не произносится вслух. Учащиеся должны найти сумму чисел, на которые «садилась муха». Л С П
I |
1 |
2 |
3 |
II |
4 |
5 |
6 |
III |
7 |
8 |
9 |
3
. Объяснение нового материала.
3.1.
Рассказ учителя.
3.2.
Работа над правилом (в парах).
4
. Закрепление изученного материала.
4.1
. № 1144 (цепочкой у доски).
4.2
. № 1145 (устно).
4.3
. № 1147 (цепочкой у доски).
5
. Домашнее задание: § 30, № 1168, 1170.
6
. Итог урока (вопросы после параграфа).
Самоанализ
.
В начале урока были сообщены тема и цели. Четко прослеживается структура урока. На уроке были использованы метод объяснения материала учителем, беседа. Также на уроке применялись разные формы организации деятельности учащихся: работа в парах, по цепочке. Для активизации деятельности учащихся в начале урока на этапе «Устные упражнения» проводилась дидактическая игра «Муха». Данная игра развивает внимание и формирует навыки устных вычислений у учащихся. Это задание заинтересовало всех ребят без исключения. Для того чтобы детям легче было усвоить правила игры, столбцы и строки были подписаны, также для облегчения задачи были взяты числа, которые в сумме дают круглое число. Во время игры учащиеся внимательно смотрели на таблицу, которая привлекала детей своей красочностью. Для этого были взяты яркие цвета маркеров: красный и синий. Некоторые из учащихся с помощью движения рук следили за перемещением мухи.