Требования к дидактической игре
Игра должна сохранять эмоциональный настрой детей, их непринужденность, переживание радости от процесса игры и чувство удовлетворения от решения поставленных в ней задач.
Руководствуясь играми, учитель использует разнообразные средства воздействия на детей и сам выполняет разнообразные роли. То он является прямым участником игры и через роль, игровое действие, игровое правило незаметно для детей направляет игру, поддерживает инициативу детей, сопереживает с детьми радость в игру, «верит в правду игры». Иногда он, как очевидец, рассказывает о каком-либо событии и создает лишь соответствующий игровой настрой и поддерживает его по ходу игры. А то вспоминает занимательную историю из своего детства и возбуждает у детей желание играть. Иногда учитель и не включается в игру, но как умелый, чуткий и умный режиссер, ничего не предлагая детям, не ограничивая их инициативы, сохраняя и оберегая самостоятельный характер игры, радостный настрой детей, руководит развитием игровых действий детей, выполнение ими игровых правил и ведет детей незаметно к определенному результату.
Развитию игры чаще всего способствуют не прямые, а косвенные приемы: интригующий и направляющий игру вопрос; удивление высказанное учителем, направляющее игровые действия; шутка, оживляющая игру и помогающая заметить то, на что дети не обратили внимание; доброжелательный юмор, подчеркивающий необычность ситуации в игре, неожиданные для детей сюрпризы, которые учитель вводит в игру; элемент ожидания, показывающий живой интерес учителя к игре; поощряющая или предупреждающая реплика и др. Руководя игрой, учитель ничего прямо не предлагает, он осуществляет свое руководство так, что его влияние сохраняет непринужденность игры и вместе с тем является целенаправленным Эмоциональный строй игры несовместим с тем, что является нарочито- дидактическим или допускает «наигрыш».
В практике руководства дидактическими играми основные трудности заключаются в том, что учитель иногда усиливает обучающее воздействие, незаметно для себя переходя на форму обучения, характерную для занятий.
Иногда неправомерно усиливается занимательность игры, придается ей излишняя развлекательность и нарушается основное положение о том, что дети в дидактической игре учатся «играя, но не играючи».
Игра должна быть интересной, умной, а не бездумным развлечением. При излишней развлекательности игра утрачивает способность быть формой обучения. Развлекающий характер придается игре тогда, когда вне соответствия с дидактической и игровой задачами вносится внешнее оформление игры: костюмы, маски, зрелищные элементы; когда педагог говорит загадочно-приглушенным голосом.
В руководстве игрой и в развитии ее важное значение имеет темп. Он определяется темпом умственной активности, речи, большей или меньшей активностью игровых действий, усвоением игровых правил. Темп игры обусловлен и эмоциональными переживаниями, большей или меньшей увлеченностью детей.
Развитие темпа игры имеет определенную динамику. В самом начале игры дети как бы разыгрываются, усваивают содержание игровых действий, правила игры и ход ее. В этот период темп игры естественно более замедленный. В последующий период, когда игра развертывается в сменяющих одно другими игровых действиях, когда дети увлечены игрой и переживают радость, темп убыстряется. К концу игры эмоциональный настрой как бы спадает и темп вновь замедляется.
Учитель, знающий особенности игры, ее развития, особенности умственной деятельности и эмоциональных переживаний детей, сам являясь участником игры, находит нужный темп, не допуская излишней медлительности и ненужного убыстрения. Однако в практике руководства игрой нередко бывает так, что учитель не улавливает развивающегося темпа игры, допускает убыстрение его или замедление.
Убыстренный темп вызывает иногда растерянность детей, неуверенность, несвоевременное выполнение игровых действий, нарушение правил. Дети как бы не успевают «втянуться в игру». Слишком быстрый темп игры возбуждает детей. Замедленный темп возникает в том случае, когда учитель растягивает объяснения, допускает множество неоправданных дисциплинирующих замечаний, когда игровые действия отдалены, а игровые правила вводятся несвоевременно и дети не могут руководствоваться ими, допускают нарушения, ошибаются. Замедленный темп утомляет детей.
Руководя дидактической игрой, учитель имеет широкие возможности использовать разнообразные формы организации детей и тем самым усиливать моторно-двигательную деятельность. Контакт учителя с детьми, детей между собой достигается легче и быстрее, если дети сидят полукругом, а учитель в центре. Иногда дети делятся на группы, а иногда «едут путешествовать» и покидают пределы группы.
Конечно, не исключается форма организации детей за столами.