Требования к дидактической игре
В дидактической игре действующими лицами являются и педагог и дети. В этом отношении игра открывает несравненно большие возможности для проявления инициативы, обогащения замысла, возникновения со стороны детей вопросов, предложений. Держать игру в пределах предлагаемого времени большое искусство. Учитель уплотняет время за счет сокращения своих объяснений. Ясность, краткость описаний, рассказов, реплик детей является условием развития игры. Краткость и емкость особенно характерны для пословиц, поговорок, загадок, и они должны широко применятся в дидактической игре.
Особенностью дидактической игры и ее завершающим концом является результат, который определяется дидактической задачей, игровой задачей, игровыми действиями и правилами и который учитель предвидит, используя ту или иную игру. Для учителя результат игры является показателем уровня достижений детей или в усвоении знаний, или в их применении, в установлении взаимоотношений детей в игре. Для детей результат выступает как определенное достижение, например, отгадывание поставленных игрой загадок, выполнение поручений, игровых заданий.
Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой, и отсутствие основных из них разрушает игру. Без игровой задачи и игровых действий, без организующих правил дидактическая игра невозможна. Она утрачивает свои особенности, не достигает цели обучения и воспитания.
Многие так называемые «словесные игры» проводятся без игрушек и материалов. Они основаны на использовании слова и тех представлений, которые имеются у детей. Это игры- загадки, игры на противопоставление, на классификацию и др.
Хорошо, если учитель использует разнообразные технические игрушки и технические средства: телевизор, магнитофон, проигрыватель. Все эти средства отвечают запросам современного ребенка, поднимают содержание игр на более высокий уровень, разнообразят игры, игровые действия и удовлетворяют интересы детей.
Следовательно, руководство дидактической игрой состоит в правильном определении дидактической задачи- познавательного содержания, в определении игровой задачи и реализации через нее дидактических задач; в продумывании игровых действий, которые являются одной из важнейших задач игры и интересны для детей, побуждают их к игре; в определении игровых правил, предвидении обучающих результатов. Особую заботу учителя составляет создание «материального центра» игры: подбор игрушек, картинок и других материалов для игры.