Требования к дидактической игре
Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, она не изолирована от других форм и средств воспитания и обучения.
Руководство дидактическими играми включает:
1.Отбор и продумывание учителем программного содержания, четкое определение дидактических задач, определение места и роли игры в системе обучения и воспитания, установление взаимосвязи и взаимодействия с другими формами обучения.
2.Создание (вернее сказать, проектирование) самой игры и определение игровой задачи, игровых действий, игровых правил и результата игры.
3. Руководство ходом игры и обеспечение активности всех детей, оказание помощи робким, застенчивым, поощрение инициативы, умной выдумки, доброжелательных отношений детей между собой и положительного отношения к отражаемым в игре явлениям, событиям.
При проведении дидактических игр учитель основывается на общих дидактических принципах. Одним из них является принцип системности. Игры-одиночки могут быть интересными, но, используя их вне системы, нельзя достигнуть обучающего и развивающего результата. Системность предполагает последовательно развивающуюся и усложняющуюся систему игр по их содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам. Принцип системности выражается и во взаимосвязи дидактических игр как формы обучения и занятий.
При планировании педагогического процесса учитель четко определяет взаимодействие двух форм обучения.
Обучение детей и усвоение ими программных требований требует повторности. Это дидактическое требование относится и к обучению на занятиях и к дидактическим играм. Только в результате повторения дети младшего школьного возраста учатся выделять в предметах признаки, качества ( назначение, форму, цвет, величину, количество). Овладение пространственными ориентировками, использование их в жизни затрудняет детей среднего и даже старшего возраста; значительные трудности возникают при усвоении знаний о материалах, из которых изготовлены предметы, ориентировка в их свойствах.
Затруднения обусловлены самим процессом и характером умственной деятельности детей. Конкретные знания медленно «укореняются» и преобразуются в представления. Единичные знания лишь постепенно обобщаются на основе коротких ( локальных) связей и часто системных. Весь этот процесс протекает во времени и требует подкреплений, которые и обеспечиваются повторениями. Постепенно, в результате получения новых знаний малыми дозами и повторений дети учатся видеть не только целое, но и часть, выделять признаки, свойства, материалы, из которых сделаны эти предметы; учатся целесообразно пользоваться этими предметами.
Необходимость повторности игр определяется и тем, что не все дети одинаково успешно усваивают то, что составляет обучающее содержание игры, игровые действия и правила. А ведь только при условии овладения всеми элементами дидактических игр они переходят в фонд самостоятельных игр.
Дидактическая игра составляет сочетание наглядности, слова учителя и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами и т.д. Наглядность в игре прежде всего и представлена в предметах, которыми играют дети, которые составляют материальный центр игры; в картинках, изображающих предметы, действия с ними, назначение предметов, их основные признаки, свойства материалов. Начальный показ игровых действий учителем, «пробный ход» в игре, использование поощрительно-контрольных значков. Жетончиков- все это составляет наглядный фонд средств, которые использует учитель, организуя игру и руководя ею. Игрушки и предметы учитель демонстрирует в наглядном действии, в движении.
Огромное значение в руководстве играми имеет слово учителя. Обращение к детям, объяснения, короткие сюжеты, которые раскрывают содержание игры и поведение персонажей, образные пояснения игровых действий, вопросы к детям- все это раскрывает содержание игры и участие детей в ней, содействует пониманию детей включенных в игру задач, обеспечивает контакт детей между собой и взрослыми.
При помощи словесных пояснений, указаний, создания образных представлений учитель направляет внимание детей, упорядочивает, уточняет их представления, расширяет опыт. Одновременно он способствует развитию речи детей, обогащению их словаря, овладению разнообразными формами речи. Речь учителя должна быть понятна детям, образной и вместе с тем краткой; подробные и многословные объяснения недопустимы. Мешают развитию игры, проявлению детской непосредственности многочисленные направляющие вопросы учителя. Разрушают игру замечания, указания на ошибки, стремление учителя довести их до сознания детей, его желание «выправить» игру.
Дидактическая игра характеризуется разнообразными формами деятельности детей в их сочетании. Учитель, руководя игрой, обеспечивает возможность такой деятельности детей. Учитель учит детей целесообразным игровым действиям, используя зрение, слух, двигательно-моторный и осязательный анализаторы. Двигательная активность детей сочетается с речевой, так как учитель обозначает словом качества предметов, действия, движения и, закрепляет его в словаре ребенка. Для развития интереса к дидактическим играм у детей младшего школьного возраста учитель может включить интеллектуально-волевые задачи, не спеша подсказывать игровые действия, а предлагает детям определить их самостоятельно. Практическая деятельность детей в игре становится более осознанной: она в большей мере направлена на достижение результата, а не на сам процесс. Однако важно, чтобы руководство игрой было таким, чтобы игра обеспечивала решение дидактической задачи и оставалась игрой.