Использование игровых приемов в коррекции двигательных нарушений у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП
В настоящее время количество детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата значительно возросло. По некоторым данным, 6 детей на 1000 детского населения страдают детским церебральным параличом (ДЦП).
Дети с ДЦП нуждаются в оказании специально организованной психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Чрезвычайно важна роль своевременной и качественной диагностики, профилактики и коррекции поведенческих, нервно-психических, двигательных и патохарактерологических расстройств для успешной социальной интеграции детей с ДЦП. В свою очередь, процесс социальной адаптации невозможен без достаточного уровня развития двигательных способностей ребенка.
Проблемам изучения, обучения, воспитания, лечения и комплексной реабилитации больных ДЦП разного возраста посвящены многочисленные работы клиницистов, педагогов, психологов (Л.О. Бадалян, Л.И. Виноградова, М.В. Ипполитова., Э.С. Калижнюк, И.И. Кириченко, К.А. Семенова, Т.И.Серганова, О.В. Степанченко, Л.М. Шипицына и др.). Анализ этих работ показал, что все авторы указывают на важную роль развития двигательных навыков в системе комплексной реабилитации этих детей особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте (3, 13, 22).
Профориентация и возможность трудовой деятельности при ДЦП зависят от степени функциональных возможностей двигательного аппарата при условии сохранности интеллектуальной сферы. Имеющиеся в литературе материалы свидетельствуют о том, что в процессе роста, лечения, формирования двигательных навыков и развития зрительно-моторной координации, кинестетического гнозиса происходит созревание конечных звеньев двигательного анализатора. Проведение адекватных реабилитационных мероприятий на ранних этапах возрастного развития обуславливает снижение влияния патологических тонических рефлексов. Большое значение в комплексной реабилитации больных детским церебральным параличом имеет раннее развитие трудовых навыков, что невозможно без достаточного уровня наглядных форм мышления и двигательных возможностей.
Цель данной работы изучение эффективности использования игровых приемов в коррекции двигательных нарушений у старших дошкольников при различных формах ДЦП.
Объект исследования - развитие двигательной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП.
Предметом исследования является коррекция двигательных нарушений на занятиях ЛФК.
Гипотеза. Недостатки двигательной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП могут быть скорректированы в ходе целенаправленной коррекционной работы с использованием игровых методов, учитывающей их психофизические особенности, дифференцированной в зависимости от клинических форм заболевания.
Задачи исследования:
1. теоретический анализ клинической, педагогической, психологической литературы по проблеме исследования.
2. разработка и апробация системы коррекционных мероприятий с использованием игровых приемов, направленных на ослабление недостатков двигательной сферы детей с различными формами ДЦП;
Методологические основы исследования: положения специальной педагогики, специальной психологии о единстве законов нормального и аномального развития (Г.Я. Трошин, Л.С. Выготский), сложной структуре дефекта при аномальном развитии (Л.С. Выготский), общих и специфических закономерностях аномального развития (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский).
Методы исследования: констатирующий эксперимент, позволяющий выявить особенности и уровень развития двигательных навыков; формирующий эксперимент, представляющий собой коррекционно-развивающую работу с детьми с ДЦП, направленную на развитие их двигательных навыков; наблюдение; анализ медицинской и психолого-педагогической документации; методы количественной обработки результатов исследования.
Экспериментальная база исследования. Задачи исследования решались на базе МДОУ №24 г. Краснодара. В эксперименте участвовали 15 дошкольников со спастической и гемипаретической формами ДЦП с различной степенью тяжести заболевания и сторонностью поражения.
- Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с ДЦП
- Особенности игровой и других видов деятельности дошкольников с ДЦП.
- Особенности физического развития детей с ДЦП
- Возможности коррекции двигательных нарушений при ДЦП
- Игра как средство коррекции двигательных нарушений дошкольников с ДЦП
- Использование методов кондуктивной педагогики в коррекции двигательных нарушений у детей с ДЦП
- Организация методов проведения исследования
- Выявление двигательных нарушений у детей с различными формами ДЦП
- Содержание коррекционной программы формирующего эксперимента
- Анализ эффективности коррекционной работы
- Заключение