Организация методов проведения исследования
Основные методы:
- Изучение документации
Нами были изучены следующие необходимые для дальнейшей работы документы:
а) личные дела
б) медицинские карты
в) журнал наблюдений с характеристикой на каждого ребенка.
- Наблюдение – один из методических приемов обследования. Для описания характерных особенностей двигательных нарушений у дошкольников с ДЦП возникла необходимость пронаблюдать за детьми в процессе их игровой деятельности, что позволило судить об интеллектуальных и физических возможностях детей.
- Эксперимент
Для проведения эксперимента, основной целью которого являлось прослеживание динамики развития двигательных навыков дошкольников с ДЦП, была составлена система методов коррекции и методик, позволяющих использовать их в обучающем эксперименте.
Вспомогательные методы:
- Беседа с дефектологом, воспитателем.
Целью бесед с дефектологом и воспитателем было получение информации о характере, поведении и психоэмоциональном состоянии детей.
- Посещение занятий ЛФК.
Экспериментальная часть исследования проводилась на базе МДОУ № 24 г. Краснодара. В исследовании принимали участие 15 детей старшего дошкольного возраста со спастической и гемипаратической формами ДЦП с различной степенью тяжести и сторонностью поражения.
Методика обследования физического состояния детей с ДЦП
В состав экспериментальной группы вошло восемь детей старшей группы а в состав контрольной группы – 7 детей другой старшей группы для детей с ДЦП МДОУ для детей инвалидов в возрасте 7-8 лет 4-й год обучения.
На основе полученных данных при изучении медицинской документации нами составлены таблицы.
Таблица 1 Характеристика состава экспериментальной группы
ФИО р-ка |
Диагноз | |
Невропатолог |
Психиатр | |
1. Алла П. |
ДЦП. Нижний парапарез, плоскостопие. |
Интеллект в норме. |
2. Артем У. |
Нижний парапарез. Заикание. |
Мышление продуктивное, причинно-следственные связи устанавливает. |
3. Валера С. |
ДЦП правосторонний гемипарез, контрактура голеностопного сустава. Расходящееся содружественное косоглазие. Энурез. |
Мышление конкретное продуктивное. |
4. Денис Б. |
Спастическая диплегия. |
Мнестико-интелектуальное снижение. |
5. Коля И. |
Спастическая диплегия. |
Смешанные специфические расстройства психического развития. |
6. Лена Д. |
Спастическая диплегия. |
ЗПР, ОНР III |
7. Рома Г. |
ДЦП. Левосторонний гемипарез, укорочение левой нижней конечности. |
Легкая умственная отсталость. |
8. Света Л. |
ДЦП. Левосторонний гемипарез Энурез. |
ЗПР. Синдром расторможенного поведения. |