Содержание коррекционной программы формирующего эксперимента
Обучающий эксперимент проводился на базе экспериментальной группы.
Развитие двигательных навыков старших дошкольников основывалось на игровой деятельности. Это позволило более полно реализовать задачи воспитательного и образовательного характера.
Все воспитанники нуждаются в повышенном индивидуальном внимании. Индивидуальный подход к детям с данным дефектом (ДЦП) осуществлялся в зависимости от тяжести дефекта и форм заболевания.
Целью обучающего эксперимента была коррекция двигательных навыков мелкой и общей моторики у детей экспериментальной группы.
Для достижения поставленной цели нами были подобраны задания, игры, упражнения, направленные на развитие двигательных навыков.
Данные игры использовались на занятиях различными видами деятельности в ДОУ, а также во время прогулок и рекомендовались родителям.
Основная работа проводилась на занятиях ЛФК и в качестве физминуток на занятиях по общеразвивающим программам. При подборе упражнений, заданий учитывался возраст детей, форма заболевания степень тяжести заболевания.
На занятиях с использованием физминуток в занимательной форме отмечалось повышение положительного эмоционального настроения, интерес, активность детей при выполнении предложенных игр.
На всем протяжении занятий проводили воспитательную работу. При проведении занятий использовали основные принципы обучения: последовательность, постепенность, переход от простого к сложному, индивидуальный подход.
Родителям были рекомендованы занятия иппотерапией, так как такая возможность в Краснодаре есть и методика дает хорошие результаты. Также было рекомендовано завести домашних животных, лучше собаку.
При проведении подвижных игр с детьми экспериментальной группы главная задача состояла в содействии вертикализации тела ребенка, его подвижности, совершенствовании мелкой моторики рук. Важное условие решения этой задачи - расслабление спастически сокращенных мышц и укрепление ослабленных, растянутых мышц. Подвижные игры особенно важны и привлекательны для детей тем, что специально направленными упражнениями оказывают на их организм трофическое влияние, способствующее восстановлению иннервационных механизмов и предупреждению образования вторичных контрактур и деформаций, а при необходимости содействуют формированию компенсации, способствуют улучшению психомоторных показателей развития, улучшению работы сердечно-сосудистой, дыхательной систем, вестибулярного аппарата, коррекции нарушенной осанки.
Последовательное усложнение игры (направленное на более совершенную технику движения, подвижность нервно-мышечного аппарата, высокую степень координации и мышечного напряжения) вело к тому, что дети в силу большого эмоционального напряжения делали максимальное волевое движение, а отсюда - значительно большая возможность упрочения производимого движения и перехода его в полуавтоматизированное. Подобным же влиянием обладают и игры-эстафеты.
Сложная взаимосвязь между стремлением к выполнению условий той или иной игры, с которым связано чувство собственного успеха, самоутверждения в коллективе и напряженностью положительных эмоциональных реакций приводило к тому, что во время индивидуальных занятий физическими упражнениями и другими формами реабилитации, дети с ДЦП работали с максимальной активностью над становлением движений.
Подобранные нами игры были направлены на коррекцию и восстановление двигательных нарушений (дискоординация движений в крупных и мелких мышечных группах, равновесие, пространственная ориентация, ограничение объема активных движений в суставах, слабость мышечного аппарата), улучшение функционального состояния дыхательной и сердечно-сосудистой систем, развитие основных физических качеств: меткости, ловкости, быстроты реакции и других.
Занятия проводились три раза в неделю. Игры подбирались с учетом степени выраженности двигательных нарушений у детей и их психологических особенностей. Перед проведением занятия детей знакомили с содержанием и правилами игр.
При организации занятий в восстановительных целях подвижные игры были классифицированы по двум показателям: 1) по степени психофизической нагрузки (незначительная, умеренная, тонизирующая и тренирующая); 2) по физическим качествам, преимущественно проявляемым в игре.