Содержание коррекционной программы формирующего эксперимента
В основе выбора той или иной игры лежала главная цель, которой подчинены все ее элементы (например, отработка отведения рук, супинации предплечий и кисти, экстензия кистей, разведение пальцев).
При выборе той или иной игры при проведении занятий с детьми, учитывалась также форма заболевания церебральным параличом. Для лиц со спастической диплегией и гемипаретической формой заболевания использовались преимущественно игры типа "Запрещенное движение", "Швейная машинка", "Набрасывание колец" и т.д.
Существенным, а иногда и определяющим моментом эффективности проведения игр являлось музыкальное сопровождение. Музыка, хорошо соответствующая темпу движения, является сильнейшим условием стимуляции движения. Для лиц с церебральным параличом музыка необходима, так как одним из эффектов ее влияния является релаксация - устранение напряженности мышечного тонуса.
Нагрузку в играх регулировали различными методами:
1) сокращение длительности игры;
2) введение перерывов для отдыха;
3) уменьшение величины игровой площадки;
4) упрощение правил игры;
5) сочетание в одном занятии игр различной психофизической нагрузки, например: незначительная и тренирующая психофизическая нагрузка.
Для примера приводим примерную схему проведения подвижных игр на примере 2-х отдельных занятий.
Коррекционные задачи первого занятия:
1) Обучение навыкам игры в баскетбол;
2) Тренировка разносторонней координации движений, ловкости, быстроты реакции;
3) Воспитание внимания
План занятия
I. Объяснение задач занятия, правил и целей игр.
2. Подвижные игры подготовительные к баскетболу - "Борьба за мяч", "Не давай мяча водящему". Играющие делятся на две команды время игры 5-7 минут.
3. Подвижная игра "Умей слушать". Особое внимание уделяется лицам со спастической диплегией и гемипаретической формой заболевания время игры то же.
4. Дыхательные упражнения.
Коррекционные задачи второго занятия:
1) Развитие пространственной ориентации, меткости, равновесия;
2) Укрепление мышц туловища и конечностей, а также мышечно-связочного аппарата стоп;
3) Формирование умения удерживать мяч в руках;
4) Совершенствование хватательных движений руки, развитие мелкой моторики рук.
План занятия
1. Объяснение задач занятия, правил и целей игр
2. Подвижная игра "Школа мяча" в виде гимнастических упражнений с мячом.
3. Подвижная игра "Сбить городок". Играют в две команды или каждый за себя.
4. Игра "Набрасывание колец".
При организации занятий с подвижными играми большое внимание уделялось соблюдению следующих правил:
1) Необходимо учитывать темп, в котором ведется подвижная игра. Его следует с особой тщательностью регулировать инструктору ЛФК или воспитателю. Многие движения, которые ребенок не может совершить самостоятельно или совершает их неправильно при быстром темпе исполнения он выполняет эти движения при медленном темпе - точнее и совершеннее. Поэтому подбор скорости движений (темп игры) для разных игр является существенно важным условием эффективности игры.
2) Целесообразно сочетать в одном занятии игры разной направленности (по физическим качествам и видам движений), а главное - степень сложности содержания игры и выполняемых элементов и движений.
3) Чистое время занятия должно быть от 20 до 25 минут; игры целесообразно заполнять паузами для отдыха и дыхательными упражнениями и на расслабление.
4) Выбор игр, методика их применения диктуются степенью ограничения подвижности ребенка с ДЦП, состоянием его интеллекта.
5) Следует принимать во внимание заинтересованность, желание детей играть в ту или иную игру.
6) Игра должна иметь музыкальное сопровождение.
7) В игре не должно быть чрезмерных мышечных напряжений и продолжительных задержек дыхания (натуживание).
8) Игры должны вызывать только положительные эмоции у занимающихся и оказывать благоприятное влияния на нервную систему ребенка путем оптимальных нагрузок на память и внимание.