Выявление уровня речевого развития у дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня и анализ результатов обследования.
Исследование звуко-слоговой структуры.
Детям предлагались для повторения слова разной слоговой структуры: со стечением согласных в начале, в середине, в конце слова; многосложные слова, состоящие из сходных звуков. Например: танкист, сковорода, милиционер, термометр и пр., (см. приложение 1).
Правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления оценивалось в 1 балл, замедленное послоговое воспроизведение – 0,5 балла, искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова) – 0,25 балла, невоспроизведение, отказ – 0 баллов.
Уровни сформированности звуко-слоговой структуры представлены в таблице 3, (см. таблица 3).
Таблица 2.3.
Уровень сформированности звуко-слоговой структуры слова.
Уровни сформированности |
Количество баллов |
Количество детей |
Высокий уровень |
8-10 баллов |
1 человек |
Средний уровень |
5-7,5 баллов |
4 человека |
Уровень ниже среднего |
4,5-7 баллов |
2 человека |
Низкий уровень |
Ниже 4 баллов |
8 человек |
Анализ результатов обследования показал, что у детей в основном отмечались пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова, а также замедленное воспроизведение по слогам.
4. Состояние фонематического восприятия (см. приложение 1).
Проверялось различение фонем из группы свистящих и шипящих, звонких и глухих, сонорных. С этой целью предлагалось повторить отраженно за логопедом различные оппозиционные слоги, например ба-па, ша-жа-ша. Предъявление – воспроизведение – предъявление – воспроизведение
Вначале предъявляется первый член пары (ба - па), затем второй (па - ба). Оценивается воспроизведение пробы в целом (ба – па – па - ба). Слоги предъявлялись до первого воспроизведения.
Точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления оценивалось в 1 балл; 0,5 балла, если первый член слоговой пары воспроизводился правильно, а второй уподоблялся первому; 0,25 балла – за неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками; 0 баллов – за отказ от выполнения или полная невозможность воспроизведения пробы.
Набранное количество баллов от 12,5 до 14,0 соответствовало высокому уровню успешности, от 8,5 до 12,0 – уровню выше среднего, от 5,5 до 8,0 – среднему и ниже 5 баллов – низкому.
Далее проверялось, различают ли дети слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу (см. приложение 1).
Ребенку предлагалось выбрать из двух предложенных картинок нужную. Все задания на дифференциацию слов-квазиомонимов, на воспроизведение цепочек слов, на выявление сформированности навыков звукового анализа оценивались как выполнение задания – 1 балл, выполнение с ошибками – 0,5 балла, невыполнение – 0 баллов.
В таблице 4 представлены данные о состоянии фонематического восприятия и сформированности навыка звукового состава слов у детей обследуемой группы, (см. таблицу 4).
Таблица 2. 4.
Состояние фонематического восприятия и навыка звукового анализа слов.
Вид задания |
Высокий уровень выполне-ния (кол-во че- ловек, %) |
Средний уровень выполнения (количество человек, %) |
Уровень выполне-ния ниже среднего (кол-во че-ловек, %) |
Низкий уровень выполне- ния (кол-во че-ловек, %) |
Фонематическое восприятие | ||||
1.Повторение оппозиционных слогов |
7, (46,7%) |
8, (53,3%) | ||
2.Дифференциация слов-квазиомонимов |
3, (20%) |
4, (26,7%) |
5, (33,3%) |
3, (20%) |
3. Воспроизведение цепочки слов |
3, (20%) |
5, (33,3%) |
3, (20%) |
4, (26,7%) |
Навыки звукового анализа слов | ||||
4. Выделение первого гласного |
12, (80%) |
3, (20%) | ||
5. Выделение первого согласного |
8, (53,3%) |
5, (33,3%) |
2, (13,4%) | |
6.Выделение последнего согласного |
5, (33,3%) |
8, (53,3%) |
2, (13,4%) | |
7.Выделение последнего гласного |
2, (13,4%) |
3, (20%) |
10, (66,6%) |