Выявление уровня речевого развития у дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня и анализ результатов обследования.
0 – невыполнение движения, отказ.
Результаты обследования артикуляционной моторики представлены в таблице, (см. таблица 1.)
Таблица 2. 1.
Уровень сформированности артикуляционной моторики.
Высокий уровень |
Уровень выше среднего |
Средний уровень |
Низкий уровень |
8 –10 баллов |
5 – 7,5 баллов |
4,5 – 7 баллов |
Ниже 4 баллов |
2 человека |
5 человек |
3 человека |
5 человек |
У большинства обследованных детей выявились следующие нарушения артикуляционной моторики:
Недостаточное развитие статической и динамической координации артикуляционных движений, 26%.
Неумение быстро переключаться с одной позиции на другую, 26%.
Неточность движений подвижных органов артикуляции – языка, губ, нижней челюсти, отмечались наличие синкинезий, 33,3%.
2. Обследование звукопроизношения.
Мы использовали предметные картинки, в названии которых предъявлялись проверяемые звуки из основных групп звуков русского языка. Произношение проверяемых звуков уточнялось в начале, в середине и в конце слова (см. приложение 1).
Условно разделили все звуки на пять групп: (1 группа – свистящие С, СЬ, З, ЗЬ, Ц; 2 – шипящие Ш, Ж, Ч, Щ; 3 – Л, ЛЬ; 4 – Р, РЬ) и пятая группа – все остальные звуки, дефектное произношение которых встречается значительно реже: задненебные звуки Г, К, Х и мягкие варианты, звук Й, случаи дефектов озвончения, смягчения, редкие нарушения произношения гласных звуков.
Произношение звуков каждой группы оценивалось в отдельности по следующему принципу: 3 балла – безукоризненное произношение всех звуков группы в любых речевых ситуациях; 1,5 балла – один или несколько звуков группы правильно произносятся изолированно и отраженно, но иногда подвергаются заменам или искажениям в самостоятельной речи; 1 балл - в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы; 0 баллов – искажения или замены во всех речевых ситуациях подвергаются все или несколько звуков группы.
Результаты обследования звукопроизношения были представлены в виде таблицы, (см. таблицу 2).
Таблица 2. 2.
Состояние звукопроизношения у дошкольников.
Группы звуков |
Отсутствие звука |
Искажение звука |
Замена звука |
Смешение звука |
Свистящие |
5 человек |
3 человека | ||
Шипящие |
4 человека |
3 человека |
4 человека | |
Сонорные |
4 человека |
9 человек |
1 человек | |
Остальные группы звуков |
В результате, согласно данных таблицы, нарушения произношения звуков у обследуемых детей проявились либо в искаженном воспроизведении тех или иных звуков, либо в замене и в смешении звуков. Нарушенными оказались группы свистящих, шипящих, а также сонорных звуков.