Описание эксперимента
Экспериментальное исследование использования игровых методик в коррекционно-развивающей работе учителя начальных классов проводилось в средней школе № 61 г. Липецка. В исследовании принял участие 21 учащийся первого класса «А» - из них девять мальчиков и 12 девочек.
Поскольку рамки курсовой работы не позволяют рассмотреть специфику всей коррекционно-развивающей работе учителя начальных классов, мы сосредоточили своё внимание на преодолении адаптационных проблем первоклассников.
В своей работе мы использовали метод эксперимента: констатирующий, формирующий (обучающий), контрольный.
Специфика эксперимента заключается в том, что в нём целенаправленно и продуманно создаётся ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надёжнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно – следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и развитие [8, с. 20].
Эксперимент является одним из самых надёжных методов получения достоверной информации о психологии и поведении ребёнка. Включение ребёнка в экспериментальную ситуацию позволяет получить непосредственные реакции ребёнка на воздействующие стимулы и на основе этих реакций судить о том, что ребёнок скрывает от наблюдения.
Эксперимент констатирующий - метод научного психологического или педагогического исследования, который в процессе естественной, но специально организованной деятельности выявляет определенные психические особенности или особенности каких-либо педагогических явлений и даёт предварительный материал об уровне развития соответствующего качества или состояния педагогического явления. Констатация определенных научных фактов дает в дальнейшем материал для организации формирующего эксперимента. Констатация определенных научных фактов дает в дальнейшем материал для организации формирующего эксперимента. Констатирующий эксперимент даёт возможность установить наличное состояние знаний (умений, навыков, качеств).
Эксперимент формирующий предполагает целенаправленное воздействие на испытуемого в целях формирования у него определённых качеств, умений, навыков, знаний. Например, специально организуя занятия, учитель прослеживает, как изменения в обучении влияют на особенности мышления при усвоении понятий. В данном случае формирование протекает в процессе обучения, и такой формирующий эксперимент называется обучающим. Формирующий эксперимент применяется в возрастной и педагогической психологии методом прослеживания изменений психики ребёнка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого. Формирующий эксперимент широко используется в психологии при изучении конкретных путей формирования личности ребёнка, обеспечивая соединение психологических исследований с педагогическим поиском и проектированием наиболее эффективных форм учебно-воспитательного процесса (синонимы формирующего эксперимента – преобразующий, воспитывающий, обучающий, метод активного формирования психики) [10, с. 22 - 25].
Таким образом, исследование адаптационных проблем первоклассников мы проводили в три этапа.
На первом этапе исследования мы проводили диагностику уровня адаптации школьников с помощью метода наблюдения и специальных диагностических методик: ориентационный тест школьной зрелости Керна – Йерасека – Приложение 1; «Познавательная потребность» В.С. Юркевича – Приложение 2; «Определение доминирования познавательного или игрового мотива ребёнка» М.Н. Ильиной – Приложение 3; «Представь себе…» Е.П. Ильина – Приложение 4.
Методика Керна – Йерасека дает ориентировку в уровне развития готовности к школьному обучению. К несомненным преимуществам данной методики относятся:
§ не требует продолжительного времени для проведения;
§ может быть использован как для индивидуальных, так и для групповых обследований;
§ имеет нормативы, разработанные на большой выборке;