Особенности использования дидактических игр в 1 классе
Д. Это слово «дружба».
У. Нравится вам это слово?
Д. Да.
У. Почему? Какими должны быть друзья? Как вы понимаете пословицу
« Друзья познаются в беде». Назовите героев сказок, которым мы пришли на помощь?
Ответы детей.
- Наше путешествие подошло к концу. Сказка прощается с вами. Чему учили нас сказочные герои?
2.3 Опытно-экспериментальная работа
Прежде чем подбирать упражнения и всевозможные игры для использования на уроках, мы выявили, какие знания лежат в основе сложения и вычитания в пределах 10.
последовательность чисел в отрезке от 1 до 10
нумерация
смысл числа
отношения «больше», «меньше»
состав числа
Все эти знания необходимы для сознательного и прочного усвоения материала. Поэтому первым нашим шагом было выяснение того, насколько этими знаниями и соответствующими умениями владеют учащиеся. Для этого была проведена самостоятельная работа, которая дала возможность определить имеющийся у учащихся уровень знаний по данным вопросам.
В самостоятельной работе были даны следующие задания:
Какие числа пропущены?
2 |
3 |
6 |
7 |
9 |
Запиши цифрой: сколько кругов нужно дорисовать.
Сравни количество предметов на картинках. Запиши неравенства.
Самостоятельная работа проводилась в 1 классе «А» (контрольном) и 1 классе «Б» (экспериментальном) в Кукморской средней школе №2:
1 класс «А» (контрольный) - 19 человек
1 класс «Б» (экспериментальный) – 20 человек
Результаты самостоятельной работы были занесены в таблицу 1.
Таблица 1
1 «А» класс контрольный |
1 «Б» класс эксперементальный | |
Писали работу |
19чел. |
20чел. |
Выполнили верно |
12чел.(63,1%) |
12чел.(60%) |
Допустили ошибки на нумерацию чисел в пределах 10 |
1чел.(5,2%) |
- |
Допустили ошибки на состав числа |
7чел.(36,8%) |
7чел.(35%) |
Допустили ошибки на сравнение чисел |
4чел.(21%) |
4чел.(20%) |
Анализ детских работ показал, что на начало эксперимента уровень знаний у детей контрольного и экспериментального классов находится на одном уровне.
Проведенный анализ позволил спланировать дальнейшую работу. В экспериментальном классе мы учли, что некоторые учащиеся не совсем хорошо усвоили необходимый материал. Поэтому в начале каждого урока давались задания на активизацию ранее приобретенных знаний.
В 1 классе «Б» (экспериментальном) на уроках математики вводились дидактические игры. Они были направлены:
- на подготовку к изучению нового материала;
- на изучение нового материала;
- на закрепления изученного материала.
Игры давались систематически, в соответствии с целями и задачами урока. Дети охотно включались в дидактическую игру, с охотой принимали ее условия. Здесь даже пассивные, несмелые дети активно включались в работу, применяя на практике свои знания и умения. Особенно учащимся нравились задания, в которых надо исправить ошибки. От них требовалось не только исправить ошибки, но и объяснить, почему допущена ошибка. Отобранные дидактические игры позволили повысить активность учащихся в их деятельности, ведь ребенок сам активно участвует в процессе познания, сам решает какие знания и умения ему потребуются для выполнения поставленной задачи.
В уроки так же включались сюжеты знакомых детям сказок и герои литературных произведений. Мы старались объединить уроки одной темой, одной сюжетной игрой. Так, например, при проведении урока-игры, дети отправились путешествовать в Математическое Королевство. По пути дети делали остановки, во время которых не только повторяли изученный материал, но и вспоминали литературные произведения, с их героями, вспомнили о дружбе, о друзьях, которым надо помогать, в игре-путешествии дети расширяли свой кругозор.