Особенности использования дидактических игр в 1 классе
Дидактические игры особенно необходимы в воспитании и обучении детей шестилетнего возраста. В них удаётся сконцентрировать внешне даже самых инертных детей. В начале дети проявляют интерес только к игре, а затем и к тому учебному материалу, без которого участие в игре невозможно. Как показывают наблюдения за детьми шестилетнего возраста, наибольших успехов достигают те учителя, которые отводят на игру третью часть урока. Недооценка или переоценка игры отрицательно сказывается на учебно-воспитательном процессе. При недостаточном использовании игры снижается активность учащихся на уроке, ослабляется интерес к обучению, при её чрезмерном использовании ученики с трудом переключаются на обучение в неигровых условиях.
В работе при обучении учащихся, большое внимание необходимо уделять нестандартным задачам на построение цепочки логических рассуждений. Решение таких задач учащиеся легко отыскивают с помощью составление таблицы или схемы. Приведу пример такой задачи, которую можно предложить ученикам 1 класса: «Игорь грустнее Жени, Женя грустнее Севы. Нарисуй лица мальчиков».
Вот еще несколько заданий на развитие логического мышления: «Ошибки-невидимки».
На доске записано несколько математических выражений, содержащих явную ошибку. Задача учащихся, ничего не стирая и не зачеркивая, сделать ошибку «невидимой».
Возможные варианты выполнения задания учащимися:
20<20 6=5
а) 20<200 а) 6=5+1
б) 20<20+8 б) 11 – 6 =5
Представленные задания вызывают у детей большой интерес. А ведь именно интерес должен лежать в основе обучения младшего школьника.
При изучении темы «Сложение и вычитание в пределах 10» использовались нижеперечисленные игры. При этом учебный процесс осуществлялся в соответствии со следующими этапами: ознакомление, повторение, закрепление изученного материала. Приведем конспекты нескольких уроков с использованием этих игр.
Тема урока: «Перестановка слагаемых»
Цель урока: Познакомить детей с переместительным свойством сложения.
Ход урока
Организационный момент
Прозвенел звонок веселый.
Всех зовет он на урок.
Ну-ка, дети, все готовы?
Начинаем точно в срок.
На места все тихо сядем,
Не нарушим тишину.
Приготовились все слушать,
Я урок сейчас начну.
2. Повторение изученного.
У. Послушайте внимательно тексты загадок-обманок, сочиненных современным детским поэтом Марком Шварцем. Отгадайте, кто пришел сегодня к нам на урок.
Клубком свернулся – ну-ка тронь!
Со всех сторон колючий… (Еж.)
- Ребята, ежик просит вас сосчитать от 1 до 10 через одно и два числа.
Дети выполняют задание.
Кто в малине знает толк?
Косолапый, бурый… (Медведь)
- Ребята, косолапый мишка тоже хочет дать вам задание. Выполним его?
Д. Да
У. Сосчитайте от 10 до 1 через одно и два числа.
Дети выполняют задание.
У. На заборе поутру
Кукарекал… (Петух.)
- Петушок приготовил вам задание посложнее. Сосчитайте от 1 до 20 и от 20 до 1.
Дети выполняют задание.
Кто любит по ветвям носиться?
Конечно, рыжая… (Белка.)
- Ребята, белочка приготовила для вас игру, которая называется: «Считай верно»
Цель игры: формирование навыка табличного сложения и вычитания в пределах 10 и умения пользоваться терминами «слагаемое», «сумма».
Оборудование: у учащихся карточки с числами от 0 до 9.
Описание игры: перед каждым учеником разложены в любом порядке лицевой стороной вверх карточки с числами от 0 до 9. Учитель читает выражение. Ученики, решив его, ищут карточку с ответом и переворачивают ее лицевой стороной вниз. Учитель дает 6-7 примеров с различными ответами.
- Найди сумму чисел 5 и 4.
- На сколько 6 больше 3?
- К 4 прибавь столько же.
- Увеличь 3 на 4.
- Первое слагаемое равно 2, второе – 3. Чему равна сумма?
- 5 плюс 1.
- А теперь проведем проверку. Те, у кого остались не перевернутыми карточки с числами 0,1,2 и 4 правильно справились с заданием.
У. Молодцы ребята, вы выполнили задания героев загадок.
2. Изучение нового материала.
У. - Все преграды одолев,
Бьет копытом верный… (Конь.)
- В цирковом представлении первым номеров выступали 5 лошадей.
На наборное полотно выставляются 5 предметных картинок с изображением лошадей.
- Сено хоботом берет
Толстокожий … (Слон.)
- После лошадей на арену цирка вышли 3 слона.
На наборное полотно выставляются 3 предметные картинки с изображением слонов.
- Как узнать, сколько всего лошадей и слонов участвовало в цирковом представлении?
Д. 5+3=8
У. В следующем представлении участвовали сначала слоны, а затем лошади. Как узнать, сколько слонов и лошадей участвовало в цирковом представлении?