Основные формы и приемы при изучении рассказов Чехова в школе
текста, тщательным его комментированием
. Разумеется, эти два основных приема при изучении прозаических произведений используются всегда, но нельзя отрицать их важность. На примере творчества Чехова учитель должен решать теоретико-литературную задачу: показать на конкретном материале мастерство писателя, единство содержания и формы в художественном произведении, органическую связь идеи с композицией, образами, языком. [6, с. 23]
Язык художественных произведений Чехова (речь персонажей, речь автора) нужно рассматривать не изолированно, а в соотношении с идейным содержанием, с функцией того или иного образа в произведении.
Чтобы суметь в процессе изучения Чехова в школе выбрать наиболее действенные в образовательном и воспитательном отношении факты и явления и отбросить менее существенные, учитель должен как можно шире и глубже познакомиться с материалами жизни и творчества А.П. Чехова.
В пятом классе, перед изучением рассказа «Толстый и тонкий», учитель должен обратить внимание ребят на такие с ранних лет присущие Чехову свойства, как болезненное отношение к любому унижению человеческого достоинства и осознание необходимости постоянной работы над собой, выдавливания из себя по каплям раба, чтобы в жилах текла «не рабская кровь, а настоящая человеческая». Этот разговор готовит учащихся к восприятию «вывернутой ситуации» рассказа, в котором особую горечь и неприятие писателя вызывает не просто замена отношений между людьми отношениями между чинами, но добровольное раболепие, самоуничижение нижнего чина.
В шестом классе, при изучении рассказа «Хамелеон», учитель может рассказать о детстве Чехова, атмосфере, царившей в провинциальном городе и в лавке отца, отнимавшей у писателя его детство; о том, как сложилось отношение писателя к мещанству, к тупости и ограниченности обывательского существования. [7, с. 48]
В десятом же классе в центре внимания должен оказаться Чехов – созидатель, человек, воспитавший себя в соответствии с теми высокими нравственными требованиями, которые он предъявлял к людям. Пусть в классе прозвучат строки
из известного письма Чехова к брату Николаю:
«Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы… Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки, живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод… и остроты, и присутствие в их жилье посторонних… Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом… Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет его в глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии. Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают. Они не унижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтобы в ответ им вздыхали и нянчились с ними. <…> Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства со знаменитостями… <…> Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем… Они горды своим талантом, сознавая, что они призваны воспитывающе влиять… К тому же они брезгливы. Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу… Они не трескают походя водку…, ибо они знают, что они не свиньи… <…> Таковы воспитанные. Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, недостаточно прочесть только Пикквика и вызубрить монолог из Фауста… Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля… Тут дорог каждый час» [8, с. 99]