Основные формы и приемы при изучении рассказов Чехова в школе

В процессе изучения рассказов Чехова в школе, подбирая наиболее эффективные способы этого изучения, учитель должен исходить из некоторых особенностей курса. Во-первых, малая форма произведений. В отличие от романов и повестей, которые читаются учениками по частям, а потом поэтапно анализируются на каждом уроке, рассказы Чехова читаются очень быстро, а это дает возможность целостного и подробного анализа.

Во-вторых, учитель должен дать понять ученикам, что за юмором и внешней развлекательностью, как уже говорилось выше, скрывается серьезная нравственная проблематика.

В-третьих, произведения Чехова настолько разнообразны по своей тематике, по используемым художественным деталям, что часто для их изучения приходится подбирать разные приемы.

Кроме того, рассказы Чехова должны изучаться в школе в неразрывной связи с его биографией, с определенными конкретно-историческими условиями, с формированием и развитием его мировоззрения. Биография Чехова изучается учениками VI и X классов. Но объем и форма их работы должны быть различны. В средних классах нет необходимости рассказывать о всей жизни Чехова, а можно, сделав общий очерк жизни

, остановиться детальнее лишь на тех ее этапах и фактах, которые или ближе подростку (детство и гимназические годы), или будут конкретизированы в анализе художественных произведений (участие Чехова в юмористических журналах, в связи с анализом рассказа «Хамелеон»). В X же классе биография и творчество писателя должны быть представлены как можно полнее, причем некоторые периоды (Чехов-гимназист, поездка на Сахалин, Чехов в Мелихове, Чехов в Ялте) могут быть самостоятельно изложены учащимися в форме устных рефератов

на уроках литературы. Некоторые факты, например, личные и творческие связи Чехова с другими писателями и явлениями современной ему культурной жизни: Чехов и Толстой, Чехов и народники, Чехов и Островский, Чехов и Горький, Чехов и Московский Художественный театр, – учитель может лишь в общих чертах осветить в классе, а более глубокому анализу подвергнуть на занятиях литературного кружка

.

В результате знакомства с творчеством Чехова учащиеся старших классов должны понять его место в историко-литературном процессе, увидеть в Чехове художника-новатора, который продолжил в своем творчестве высокие традиции русского реалистического искусства и обогатил его.

Чтобы довести все это до сознания учащихся, учитель не может ограничиться только программным материалом. Ему самому, разумеется, нужно знать значительно больше того, что он должен сообщить учащимся. Готовясь к обзорным темам (творчество Чехова 80-х годов, творчество Чехова 90-х годов), выясняя эволюцию писателя, учитель должен расширить круг чтения чеховских произведений, детальнее познакомиться с некоторыми значительными, не вошедшими в программу произведениями.

Знакомство с творческим путем писателя и работа над его произведениями должны пробудить у учащихся живой интерес к Чехову, как к замечательному художнику слова. Это можно достигнуть лишь вдумчивым, выразительным чтением

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

[an error occurred while processing the directive]