Приёмы раскрытия роли личности в истории. Итоги обучающего эксперимента
Его рассказ дополняется притчей о полководце из книги В.Н. Балязина «История России в занимательных рассказах, притчах и анекдотах» и произведением из книги для чтения Эти рассказы позволяют лучше понять характер Кутузова, а также повысить познавательную активность учащихся.
Тема «Бородинское сражение» раскрывается с помощью просмотра отрывка из кинофильма «Война и мир», ролевой игры и чтения стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино», работы с картой. Видеосюжет посвящен конкретно Бородинской битве. Действие инсценировки происходит в штабе Кутузова, которому в течение дня привозят сведения с места сражения. Заканчивается она чтением стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»:
Вам не видать таких сражений! .
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый!
Наш рукопашный бой! .
Учащиеся отвечают на вопросы:
- Каков итог Бородинского сражения?
- Кто, по вашему мнению, выиграл эту битву?
- Правильным ли было решение Александра о назначении главнокомандующим Кутузова?
Рассказ учителя о «Совете в Филях» сопровождается работой с документами, иллюстрациями, книгой для чтения.
Учащиеся записывают в тетрадях: «Военный совет в Филях. Цель: оставить Москву или давать еще одно сражение».
Работа с документами по вариантам:
Документ 1 (вариант 1)
Кутузов (из пьесы «Пожар Москвы» Е. П. Карпова): «Позиция наша на Воробьевых горах < .> крайне невыгодна. Многие дивизии разобщены непроходимыми оврагами. В одном глубоком овраге речка! . Позади позиции Москва-река За ней город с узкими улицами и переулками. Спуски к восьми мостам так круты, что только пехота может сойти по ним. Ежели неприятель опрокинет наши передовые линии — вся армия будет уничтожена до последнего человека . Пока дела армия, есть надежда с честью кончить войну. С потерей армии не только Москва — вся Россия будет потеряна».
М.И. Кутузов: «С потерей Москвы не потеряна еще Россия Первой обязанностью поставляю себе сохранить армию и сблизиться с теми войсками, которые идут к ней на подкрепление . Самым уступлением Москвы приготовлю неизбежную гибель неприятелю . Посему я намерен, пройдя Москву, отступить по Рязанской дороге…Знаю, вся ответственность обрушится на мою седую голову, но я жертвую собой для блага отечества. Приказываю отступать».
- Какова была главная цель военного совета в Филях? Какое решение было принято на нем? Каковы были причины принятия этого решения?
Документ 2(вариант 11)
А. Ермолов: «Дома были пусты и заперты; обширные площади уподоблялись степям, на некоторых улицах не встречалось ни одного человека».
Де-ла-Флиз «С тех пор, что люди себя помнят, еще не случалось, чтобы население из 500 тысяч жителей целиком бежало из своей столицы. Все до единого, от старика до младенца, бежали на чем попало, не запасшись ничем».
Ц. Ложье: «Дома, хотя большею частью и деревянные, поражают нас своей величиной и необычайной пышностью. Но все двери и окна закрыты, улицы пусты, везде молчание - молчание, нагоняющее страх. Молча, в порядке, проходим мы по длинным пустынным улицам; глухим эхом отдается барабанный бой от стен пустых домов. Мы тщетно стараемся казаться спокойными, но на душе у нас неспокойно: нам кажется, что должно случиться что-то необыкновенное. Москва представляется нам огромным трупом: это царство молчания, сказочный город, где все здания, дома воздвигнуты как бы чарами для нас одних. Я думаю о впечатлении, производимом развалинами Помпеи и Геркуланума на задумавшегося путешественника; но здесь впечатление еще более гробовое».