Приёмы раскрытия роли личности в истории. Итоги обучающего эксперимента
План урока:
1. Вторжение Наполеона в Россию.
2. М.И. Кутузов.
3. Бородинское сражение
4. Совет в Филях
5. Закрепление материала
Оборудование урока: контурные карты «Отечественная война 1812 г.», атласы, портрет М.И. Кутузова, репродукции картин «Бородинское сражение», «Совет в Филях», «Пожар в Москве».
Предварительная подготовка: отдельные учащиеся готовят сообщения «Полководец М.И. Кутузов», «Война 1812 г. в русской поэзии», подготовка исторической миниатюры на основе романа «Война и мир».
Проверка домашнего задания проводится в форме пятиминутного тестирования.
Пункт «Вторжение Наполеона в Россию» рассматривается в рамках учебника (§ 4, с.25). Учащиеся, прочитав текст, называют причины войны между Францией и Россией, записывают в тетрадь данные о численности армий.
Далее несколько учащихся, выступая от имени французских и русских воинов, рассказывают о начале вторжения, о том, что чувствовал каждый из них.
Документ 1.
Сегюр: «С наступлением ночи Наполеон приблизился к реке. Первыми переправились несколько саперов в челноке. Они пристали и высадились на русский берег без препятствий, к их удивлению. Там - мир; война - с их стороны; все спокойно в этой чуждой стране, которая была им представлена такой угрожающей. Между тем к ним скоро явился простой казацкий офицер, командующий патрулем. Он один; кажется, что он уверен в мире и не подозревает, что перед ним - вся вооруженная Европа. Он спрашивает иностранцев, кто они. «Французы», — было ответом. «Что нужно вам и зачем пришли вы в Россию?» — продолжал он. «Воевать с вами! Взять Вильну! Освободить Польшу» - резко ответил один из саперов. Казак ускакал; он исчез в лесу. Вдогонку ему выстрелили три разгоряченные солдата».
Жолли: « Им (Наполеоном) овладело беспокойство и удивление: он понял, что безмолвие русских зловещее их присутствия и сопротивления».
И. Руа: «27-го Наполеон направился уже к Вильне, надеясь, что русская армия, над которой в то время начальствовал Барклай де Толли, примет сражение под стенами этого города. Но русский главнокомандующий предпочел сжечь свои Магазины, разрушил мост, перекинутый через р. Вилию, и направился форсированным маршем к северу…»
М. Барклай де Толли: «Таким образом, операционный план Наполеона, чтобы нас разбить по частям, совершенно расстроился».
- Какая задача стояла перед Наполеоном после вступления его армии в Россию? Удалось ли ему выполнить эту задачу?
Документ 2
Г. Роос: «Во всех отношениях мы перебивались кое-как: уже мало было хлеба, а мука, молоко, вино и водка сделались большой редкостью. Купить ничего нельзя было. Офицеры должны были довольствоваться тем, что добывала воровством и грабежом их прислуга. В первые же дни за Неманом общая нужда вызвала крупнейшие беспорядки».
Дедем: «Несмотря на тщательные меры подготовки, принятые Наполеоном, условия театра войны и характер действия противника дали себя почувствовать с первых же шагов по переправе через Неман, дороги, сами по себе неудовлетворительные, вследствие дождей, уничтожение русскими при отступлении переправ и гатей и движения по ним многочисленной артиллерии и тяжелых обозов, сделались положительно непроходимыми. Сожжение магазинов, порча мельниц, угон скота и лошадей значительно сократили те средства, которые могла дать страна, располагавшая ими далеко не в достаточной степени для удовлетворения многочисленной французской армии. Можно сказать, что уже вскоре после переправы через Неман французская армия испытывала настоящий голод».