Игры со словом и рифмой
Третья серия – образование прилагательных с помощью суффиксов и приставок. Обучение пониманию смысловых оттенков значений прилагательных, образованных с помощью суффиксов: -еньк-, -оньк-, оват-, -еват-, -ющ-, -енн-, ейш-, рекомендуется проводить в игре „ Как сказать лучше”, например: волк злой, а волчище…\ злющий \. Игра „ Как сказать по другому ” побуждает детей выражать большую меру признака путём повторения исходной формы прилага- тельного или прибавления приставки пре-, например: этот человек очень добрый…\ добрый – добрый, добрый – предобрый \ и т.д.
Надо заметить, что в словообразовании прилагательных, которые появляются в лексике детей позже, чем существительные и глаголы, встречается много ошибок \ «больноватый зуб», «стрелятельный пистолет»\, поэтому включение в активный словарь прилагательных с различными суффиксами имеет особенно важное значение. Кроме того, именно с помощью прилагательных ребёнок выделяет в окружающем его мире те качества, которые для него наиболее значимы, а уменьшительно – ласкательные суффиксы помогают ему выразить своё отношение к взрослым и сверстникам.
Экспериментируя со словом, дети начинают ориентироваться в нормах словообразования, что постепенно приводит к исчезновению соответствующих ошибок и неточностей.
Четвёртая серия заданий – подбор антонимов. Их цель – выявить, насколько точно понимается значение слова, о чём свидетельствует правильно выбранный антоним. Детям предлагают закончить предложение, начатое педагогом, например:\ один теряет, а другой…находит\ и т.д.
Пятая серия заданий – подбор синонимов к отдельным словам и словам в словосочетаниях. Сначала детям предлагают найти синонимы к глаголам:\ реветь – плакать, мчаться – нестись\ и т.д. Более сложное задание закончить предложение выбрав близкое по значению прилагательное: мальчик молчаливый, а девочка .\ неразговорчи- вая \. Ещё сложнее задание – подобрать синонимы к прилагательным в словосочетаниях: отважный солдат \храбрый, смелый\. Наиболее типичная ошибка детей – употребление прилагательных „ хороший ” или „ плохой ” вместо поиска синонимов.
Шестая серия заданий – подбор антонимов и синонимов к многозначным словам \ прилагательным и глаголам \ и словам с переносным значением. Детям предлагается продолжить предложения, при этом в них интонационно выделяются слова, к которым следует подобрать антонимы. Этими словами являются многозначные прилагательные, значение которых определяется контекстом: Ручей мелкий, а речка …\глубокая\.Кашу варят густую, а суп \жидкий\. Лес может быть густой, а может быть и –редкий\.
Дошкольники допускают много ошибок при подборе антонимов к многозначным прилагательным \ так, они говорят: „ Пластилин мягкий, а камень жёсткий, прочный, крепкий ” \вместо „ твёрдый ” \; при подборе антонимов, испытывая затруднения, просто прибавляют „ не ” к прилагательному, \ например: немягкая, немелкая, негустой и т.д.\.
Речевые упражнения целесообразно сочетать с заданиями по подбору к многозначным глаголам и прилагательным
Соответствующих существительных, например: кто или что бежит, ползёт, летит, растёт, плывёт и т.д. Надо отметить, что эти задания вызывают особый интерес, а правильный подбор слов свидетельствует о том, что в результате целенаправленной работы над многозначными словами, тема усваивается детьми значительно успешней. Организуя речевые игры и упражнения, желательно, чтобы они были непродолжительными, вызывали интерес ,\ для этого используются, элементы соревнования, призы для особо отличившихся\, чтобы развивали реакцию на речевую ситуацию и формировали навыки контроля за своей и чужой речью.
Речевые игры развивают активный словарь дошкольников, и подготавливает почву для формирования монологи- ческой речи. Можно также констатировать, что работа со словом помогает сформировать у детей интерес к словесному творчеству, в том числе к сочинению рассказов и сказок, к использованию разнообразных средств для придания повествованию выразительности, к поиску наиболее соответствующих ситуации слов, а словесное творчество в свою очередь способствует овладению смысловыми оттенками значений однокоренных слов, совершенствованию грамматического строя, пониманию и употреблению синонимов, антонимов, многозначных слов, точности употребления.