Игры со словом и рифмой
Некоторые дошкольники и без специального обучения понимают оттенки значений слов, зависящие от суффиксов и приставок; чувствуют, как меняется значение слова в зависимости от контекста; знают разные значения многозначных слов и словосочетаний. Но большинство, не умеют выбирать адекватные языковые средства при составлении связных высказываний на предложенную тему, что позволяет сделать вывод: необходимо целенаправленное обучение словообразованию и точному словоупотреблению.
Дежурство по столовой может определять считалка:
Чищу овощи для щей, Да капустный кочешок.
Сколько нужно овощей? Потеснись-ка ты, капуста,
Три картошки, три морковки, От тебя в кастрюле густо!
Луку полторы головки, Раз, два, три, огонь зажжён -
Да петрушки корешок. Кочерыжка, выйди вон!
Ложимся спать, дети просят рассказать сказку. „ Какую сказку? Да, пожалуйста! ”
Жил-был царь Ватута.
Вот и вся сказка тута.
или:
Жили-были два павлина-
Вот и сказки середина.
Жили-были два гуся-
Вот и сказка вся.
Дети возмущаются: „ Вы нам не сказку рассказываете, а присказку ”. Верно. Да ведь без присказки,
Что без полозьев салазки!
Благотворное и развивающее влияние сказки на ребёнка ни у кого не вызывает сомнения. Именно со сказки начинается приобщение к миру большой литературы. Мир детства и мир сказки-совсем рядом, они не возможны друг без друга. Имеет смысл читать детям перед сном небольшую часть литературного произведения. Возможно, сон к ребёнку придёт гораздо быстрее. И так:
Зачинается рассказ от Ивановых проказ.
И от Сивки, и от Бурки, и от вещего каурки.
Конь со златой узды сорвался, прямо к небу поднимался.
Выше леса мчит стоячего, ниже облака ходячего.
Гром по небу прокатился, месяц тучею закрылся…
Мчит по небу конь стрелой навстречу туче грозовой.
Ходит туча и сверкает, гром по небу рассыпает…
Это присказка, пожди: сказка будет впереди.
Дальше читаем главу произведения или часть её.
Поспали, встали. Допустим, по плану в режиме дня, театрализация сказки „ Гуси-лебеди ”. И тут не обойдётся без потешек, прибауток, шуток.
1. Как у наших у ворот собирается народ.
Все со скрипочками да с балалаечками.
Гармоника играет, заливается-
Наш спектакль начинается!
\ Готовый сценарий можно найти в Д\В №5.2002г \.
2. При царе, да при горохе
Озорные скоморохи
По дороге в балаган
Потеряли барабан.
В бубен заиграли
В ложки ударяли
Ой, жги-говори
Заиграли ложкари.
3. Гармонист гармонь берёт
И гармонь для нас поёт
Так играет и поёт
Собирает хоровод.
Разработанную учёными систему игр и упражнений, занимавшихся проблемами речи, можно представить в виде шести серий разнообразных заданий.
Первая серия – образование существительных с увеличительными, уменьшительными и ласкательными суффиксами, например: дом – домик – домище.
Различать оттенки значений слов, зависящих от суффиксов, учат в игре „ Подбери, слова - родственники”, например: „ Я говорю « рука», а вы – ручка, рученька, если она маленькая, или ручища, если она большая”. Рекомендуемые слова для игры: названия предметов, явлений природы, животных, членов семьи.
Естественно, что дети делают ошибки в словообразовании, что вызывает соответствующую эмоциональную реакцию, а в итоге заставляет прийти, \ причём иногда самостоятельно \ к выводу: ТАК говоря, а ТАК нет. Кроме того, направляемые педагогом, дошкольники начинают понимать, что у одних слов много „ родственников”, а у других – мало или совсем нет.
Вторая серия – различение значений глаголов, определяемых приставкой. В игре „ Я начну, а ты закончи”, дети должны использовать глаголы с противоположным значением, например: утром мы пришли в гости, а вечером…ушли.
Эта игра побуждает детей из многообразия приставок выбрать нужную по условиям контекста, вслушиваться в звучание однокоренных слов, почувствовать, в чём сходство, а в чём различие между ними.