Пути коррекции с помощью игр
· Какая лиса? (хитрая, проворная).
· Какой волк? (злой, голодный).
· Какой медведь? (большой, лохматый, неуклюжий).
Затем дети по очереди имитируют движения тех животных, которых они обсудили.
6. «Кто домашний, а кто дикий?»
Цель: дифференциация домашних и диких животных.
Дети становятся в круг. Ведущий ходит внутри круга и громко, не спеша, говорит: «Домашнее, дикое. Домашнее, дикое». Неожиданно останавливается перед кем-нибудь и произносит: «Дикое» (или: «Домашнее»). Затем отсчитывает 5–7 хлопков. Если вызванный успел назвать дикое животное, то игра продолжается, если нет – он выходит из круга. Выигрывает тот, кто останется последним. Он становиться ведущим.
7. «Звери заблудились»
На доске картинки с изображением («Дом», «Лес»).
Детям раздаются картинки диких и домашних животных.
Они подходят к доске по очереди.
Образец речи:
«Это кошка. Домашнее животное. Живёт около человека»; «Это волк живет в лесу. Дикое животное».
ТЕМА: «ПТИЦЫ»
1. «Угадай, кто улетел?»
Цель: расширение словаря существительных по теме.
На фланелеграф выставляются картинки с изображениями птиц. Дети внимательно их рассматривают, затем закрывают глаза. Убирается одна картинка, Дети отвечают, какая птица улетела.
2. «Составь из частей птицу»
Цель: практическое усвоение детьми названий частей тела птиц.
Игра проводится с разрезанными картинками. Дети составляют птицу и называют части тела.
3. «Кто прилетел к кормушке?»
Один ребёнок описывает плану, остальные догадываются, о ком едет речь.
План рассказа:
1. Кто это?
2. Какие части тела у неё есть?
3. Домашняя или дикая эта птица? (Если дикая, то зимующая или перелетная; живет на севере, на юге или в средней полосе).
4. Как называется её дом?
5. Чем питается?
6. Как называют детенышей?
7. Как подает голос?
8. Какую пользу приносит?
Ребёнок выходит под аплодисменты друзей и рассказывает по плану. Можно изобразить знаменитых писателей, артистов, которые придумали «рассказ» про птиц, животных и т.д.
Таким образом, с помощью разнообразных игр повысился уровень лексической стороны речи у детей с ОНР.
Также в процессе формирования лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста, проводилась большая работа с родителями. Разработан ряд консультаций и советов для родителей.