Гуманитарная методология в образовании: истоки, контексты, опыт
Итогами реализации этих установок могут стать следующие направления гуманитарно-методологической практики.
Методология субъективации. Ни субъектность, ни личность, ни индивидуальность не являются именами собственными человеческого бытия, но существуют как особые фигуры размышления о человеке. Любая традиционная форма психолого-педагогического знания, рассматривающая человека в том или ином качестве, всегда рискует оказаться невостребованной, поскольку главный вопрос о том, что позволяет рассматривать человека в этом качестве, как правило, выносится за пределы научного исследования. Напротив, гуманитарная методология ориентирована на понимание самой диспозиции научного и педагогического знания, актуализируемых жизненных и профессиональных стратегий, принимаемых участниками процесса ролей и смыслов.
Методология коммуникации, ориентированная на выяснение условий и форм взаимодействия между людьми, реализуемых ими стратегий взаимопонимания, конкуренции, конфликта; возможностей и ограничений межличностного и институционального диалога и др.
Методология самоанализа и рефлексии. Здесь сосредоточено все многообразие феноменов, связанных с объективацией человеческих отношений, опредмечиванием и осмыслением опыта и стратегий саморазвития, самоопределения и самопреодоления. Речь идет о внутреннем инструментарии человека, необходимом для изменения им самого себя.
Методология событийного анализа рассматривается как совокупность реализуемых моделей описания и интерпретация жизненных и профессиональных ситуаций, формирования отношения к ним, их преодоления и преобразования.
Все перечисленные направления гуманитарно-методологического поиска относятся, в первую очередь, к индивидуальному человеческому бытию. В то же время, гуманитарно-методологическое видение может составлять значимый контекст реконструкции иных проблем и феноменов. Ниже мы представим некоторые возможности нового понимания и, соответственно, решения традиционных проблем педагогической науки и практики.
Историческая и личностная рефлексия в гуманитарно-методологическом контексте. Любая историческая дисциплина, в особенности если речь идет о некоторых «прикладных» версиях истории (история педагогической науки и образования, история школы и др.), сталкивается с проблемой определения исторических периодов и этапов. При этом формальные периодизации (исходя из наиболее ярких политических событий – войн, революций, экономических кризисов) оказываются крайне ненадежными и зачастую бесполезными в тех ситуациях, когда внимание сосредоточивается на истории педагогических или культурных феноменов. В контексте гуманитарно-методологической рефлексии историческая периодизация предстает в ином, динамическом качестве – она начинает отражать характерные для каждой эпохи различения прошлого и настоящего. Именно поэтому противопоставление гуманитарной методологии научной или деятельностной методологии, равно как и противопоставление постмодерна классическому модерну, носят характер лишь исходных утверждений, рефлексия которых неизбежно востребует обращение к памяти современников и участников переживаемых событий и, в конечном счете, обращает нас к необходимости самоопределения в отношении собственной жизни и ее ценностей.
Атеоретичность гуманитарной методологии. Специфика гуманитарно-методологической интерпретации явлений заключается в том, что основным ее результатом оказывается не теория (со всеми ее атрибутами – универсальностью, нормативностью, фальсифицируемостью и пр.), а опыт, никогда не обретающий законченной и завершенной формы. Гуманитарная методология проблематизирует не столько внешнюю по отношению к человеку реальность, сколько собственную реальность его отношений, проблем, восприятия вызовов и принятия прошлого. Очевидно, что ни один из этих вопросов не имеет универсального ответа. Гуманитарно-методологическая рефлексия, несмотря на неопределенность своего предмета, связана с использованием существующих в культуре кодов – вербальных, звуковых, наглядно-образных, что и задает ее многозначность: она находится на стыке иррациональных и рациональных форм знания.