Использование зрительных опор для развития устной речи учащихся в X-XI классах средней школы
Идея использования зрительных опор при обучении иноязычному говорению не является новой, однако представляется очень актуальной,
поскольку позволяет максимально реализовать известные принципы коммуникативного подхода, лежащие в основе современных методов обучения иностранным языкам, а также соответствует требованиям нормативных документов по оценке качества подготовки выпускников основной и средней школы. Кроме того, «проблемные» картинки предлагаются, как правило, для старшего этапа обучения, так как предполагается, что к данному возрасту в определенной степени уже сформированы общеучебные умения, а также имеется некоторый лингвистический опыт по родному и иностранному языку.
Монолог же, по мнению таких исследователей как Шведова Н.Ю., Зимняя И.А., Виноградов В.В., относится к числу недостаточно разработанных проблем, так как до сих пор он не нашел еще своего единого определения. В методической литературе используются следующие определения монолога: «непосредственно обращенный к собеседнику непринужденный рассказ»; «большая или меньшая часть диалога, всегда предполагающего наличие собеседника»; «организованный вид речи, предполагающий продолжительное высказывание одного лица, обращенного к аудитории». В данной работе под монологом понимается организованный вид речи, представляющий собой продукт индивидуального построения и предполагающий продолжительное высказывание одного лица, обращенное к аудитории.
Предметом
исследования послужили монологическая речь и зрительные опоры.
В качестве объекта
выступает процесс развития устной речи.
Целью
исследования является развитие у учащихся старших классов способности осуществлять устное речевое общение через наглядные средства обучения.
Данная цель предполагает решение следующих задач
:
1. определить специфику употребления монологического высказывания, выступающего в качестве одной из разновидностей устной речи;
2. раскрыть своеобразие использования наглядных изображений с точки
зрения их функциональных возможностей;
3. выявить индивидуально-возрастные особенности учащихся в старших классах;
4. изучить процесс развития монологической речи с использованием картинки в качестве опоры.
В работе использовался комплекс методов исследования
: метод моделирования, концептуальный анализ, метод сопоставительного анализа.
Материалом
исследования послужили картинки и фотографии из учебника Д.С. Вадюшиной «Французский язык» для 10 класса.
Цель и задачи, поставленные в работе, определили ее структуру
, которая отражает основные этапы исследования. Данная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы общим объемом 26 страниц.
- Говорение как вид речевой деятельности
- Монологическая речь как активный и произвольный вид устной речи
- Индивидуально-возрастные особенности учащихся в старших классах (X–XI кл.)
- Использование зрительных опор на уроках французского языка
- Методика работы с проблемными наглядными изображениями
- Фрагмент урока французского языка по развитию монологической речи с использованием зрительных опор
- Заключение