Фрагмент урока французского языка по развитию монологической речи с использованием зрительных опор
Следующую главу данной курсовой работы мы посвятим практическому применению теоретического материала и составим фрагмент урока на 20 минут по развитию устной речи с опорой на наглядное изображение.
Разработка данного фрагмента осуществляется на основе учебника Д.С. Вадюшиной «Французский язык» учебное пособие для 10 класса [2, с. 78].
Однако перед тем как приступить непосредственно к описанию этапов развития монологической речи с использованием наглядности необходимо обратиться к школьной программе, чтобы определить какими знаниями и умениями должны обладать учащиеся на старшем этапе обучения.
В соответствие с программой, с позиции монологического высказывания, ученики 10 класса должны уметь донести информацию, описать, сравнить, рассказать про увиденное, услышанное, прочитанное, высказать свои мысли в связи с этим, а также использовать в своем высказывании простые и сложные предложения и комбинированные грамматические структуры. У учащихся должны быть сформированы умения дискуссировать. Что касается типа монологического высказывания, то это описание с эмоциональной оценкой и выражением отношений, повествование, размышление, рассказ. Приблизительный объём высказывания – 10–12 фраз [19, с. 73].
Для разработки фрагмента урока мы будем использовать картинку «Les ados et les adultes» Unité III [2, с. 78]. Работа с данным наглядным изображением может быть предложена по теме «Les jeunes et la société».
ЦЕЛЬ: научить описывать и анализировать ситуацию и выявлять проблему, участвовать в элементарной дискуссии, логично и связно высказываться по проблеме взаимоотношений взрослых и подростков, используя как уже известный языковой материал, так и вводимый по ходу работы.
Опираясь на теоретический материал данной работы, рассмотрим этапы развития монологической речи на базе выбранной картинки.
Этап III. Interpréter
Ученики высказывают свое мнение по следующим вопросам: Est-ce que tu trouves l’image claire et parlante?
1. Est-ce que l’image te fait penser à un problème?
2. D’après vous, quel est le rôle de l’école dans la vie des jeunes? L’école, ça sert à quoi?
3. Qu’est-ce qui est important pour les jeunes?
4. A cause de qui et de quoi il se produit des conflits entre les ados et les adultes?
5. Qu’est-ce qu’on peut faire pour arranger un conflit, pour éviter des conflits?
Возможный лингвистический материал: ne pas avoir de l’attention, trouver de l’incompréhension, manquer de respect, s’entendre bien / mal, autoritaire, sévère, apprendre à vivre dans la société, former des opinions, gagner de l’argent, sport, musique, ne pas être important, cultiver, faire des reproches.
ЭтапIV. Apprécier
Dire si c’est une image réussie / intéressante / forte / parlante / amusante / difficile à comprendre et si elle vous plaît et pourquoi.
ЭтапV. D
é
velopper
le
sujet
Ученикам предлагается сформулировать и высказать мнение на тему «Les jeunes et la société», исходя из собственного опыта.
Учитель предлагает вопросы:
1. Selon vous, quels sont les principaux problèmes des jeunes?
2. Le chômage, ça vous dit quelque chose?
3. Quels sont vos espoirs, vos projets?
4. Que voulez-vous changer?
Дается канва:
A mon avis, le principal problème des ados et des adultes est…
Et moi, d’habitude je…, mais…
Pour moi, le chômage c’est premièrement…, deuxièmement…, finalement…
Je me sens…, en plus…, mais…
Ученики (по 3–4 чел.) вовлекаются в дискуссию по каждому из вопросов, используя речевые клише:
Je suis pour ton idée / contre ton opinion / d’accord avec / Je pense comme / autrement / J’ai une autre idée / opinion / Je n’ai aucune idée à ce sujet / Je ne sais pas quoi dire
Таким образом, выполнение данной работы способствует формированию умения составлять и аргументировать высказывание на языковом материале отработанном заранее или введенном по ходу работы, развитию дискуссийных навыков, позволяет обсудить значимость и роль общества в жизни молодежи. Также вышеизложенный материал и задания соответствуют требованиям школьной программы для учащихся 10 класса.