Монологическая речь как активный и произвольный вид устной речи
Монологическая речь наряду с диалогической речью являются основными разновидностями устной речи. В данной работе мы будем иметь дело с монологом, поэтому рассмотрим глубже его специфические особенности и его использование в процессе обучения.
Монолог – устное или письменное высказывание одного человека. Это значительный по размеру отрезок речи, состоящий из содержательно и структурно связанных между собой высказываний, имеющих смысловую завершенность.
Монологическое высказывание – это особое и сложное умение, которое необходимо специально формировать. В лингвистическом плане усилия обучающего и обучаемого должны быть направлены на отработку правильности структурно-грамматического, лексического и стилистического построения, в экстралингвистическом плане – на соответствие речевого высказывания коммуникативной цели, заданной ситуации, теме [5, с. 252].
В отличие от диалогической речи, которая является в основном ситуативной, монологическая речь преимущественно контекстна, она, как правило, строится без учета ситуаций экстралингвистического характера. Однако иногда и она может быть ситуативной, например спонтанное высказывание – развернутые реплики в диалоге, которые можно рассматривать как краткие монологические высказывания – «микромонологи в диалоге». Монологическая речь в некоторых случаях может быть наглядно-ситуативной, если она сопровождается зрительным рядом в кинофильме, в телевизионных передачах [5, с. 254].
Важной психологической особенностью монологического высказывания является его непрерывность, которая позволяет говорящему связно и полно высказать свои мысли.
Как известно, монологическая речь имеет следующие коммуникативные функции:
1) Информативную – сообщение новой информации в виде знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, описание событий, действий, состояния.
2) Воздейственную – убеждение кого-либо в правильности тех или иных мыслей, взглядов, убеждений, действий; побуждение к действию или предотвращение действия.
Монолог представляет собой относительно развернутый вид речи, при котором сравнительно мало используется невербальная информация, характерная для диалога. Это активный и произвольный вид речи, для осуществления которого говорящий должен иметь какое-то содержание и уметь построить на его основе высказывание или последовательность высказываний. Кроме того, это организованный вид речи, что означает планируемость и программирование не только отдельного высказывания или предложения, но и всего сообщения. Производительность монологической речи предполагает умение избирательно пользоваться языковыми средствами адекватно коммуникативному намерению, а также некоторыми неязыковыми коммуникативными средствами выражения мысли (жесты, мимика, интонацией) [5, с. 252].
Основная трудность для говорящего заключается в определении объекта высказывания и последовательности изложения. Устная монологическая речь имеет специфическую структуру, которая характеризуется:
– более точным отражением нормы языка;
– целенаправленностью сообщения;
– законченностью;
– непрерывностью и развернутостью;
– отсутствием полемичности и дискуссионности;
– меньшей аффективностью [3, с. 205].
При обучении монологу ставятся следующие основные методические задачи:
1. Научить выражать законченную мысль, имеющую коммуникативную направленность.