Игровые методы обучения при изучении органической химии как средство повышения познавательной активности и качества знаний
Человек играет только тогда,
когда он в полном значении слова
Человек, и он бывает вполне человеком
лишь тогда, когда играет.
Ф.Шиллер
Актуальность исследования.
В современной жизни, особенно в производственной деятельности человека, химия имеет исключительное значение. В то же время, возрастающий объем информации, непрерывное обновление учебных дисциплин, рост хемофобии в обществе привело к тому, что интерес к химии снизился у учащихся еще и школе. Отсюда - нежелание изучать учебные и научные тексты химического содержания и отсутствие умений и навыков воспринимать их в целом. Это повлекло за собой слабые знания абитуриентов по предмету и низкую мотивацию к его изучению в школе. У школьников всегда возникает вопрос: для чего экономисту, электросварщику, электромонтеру, бухгалтеру, юристу изучать химию? И, как результат, слабые знания по химии, а в дальнейшем появляются трудности в усвоении специальных дисциплин, связанных с химией.
В связи с этим становится актуальным совершенствование форм и методов обучения химии, которые стимулируют мыслительную деятельность школьников, развивают их познавательную активность, учат практически использовать химические знания.
В решении данных проблем могут найти свое место игровые формы организации занятий, которые способны выступать в качестве действенного средства обучения. Атмосфера игры создает условия, при которых ребята незаметно для себя вовлекаются и активную деятельность, начинают понимать, что выиграть можно тогда, когда имеешь определенный запас знаний. Кроме того, игровая форма проведения занятий предполагает коллективное сотрудничество учителя и учащихся. При формировании групп учитываются уровень знаний учащихся, направленность их интересов, психологическую совместимость. Школьник только тогда может справиться с возложенной на него задачей, когда он в сотрудничестве с другими ребятами полностью свои знания, только тогда он овладевает необходимыми умениями и навыками коллективного труда. На этой же основе происходит и формирование необходимых нравственных качеств.
Несмотря на большое количество работ в области дидактических игр, отсутствует достаточная информация об их обучающих возможностях, продуктивных сферах учебного использования и принципах их применения в практике обучения. Поэтому задача определения дидактических возможностей игровых форм обучения на базе современных научно-педагогических средств, представляется актуальной как в теоретическом, так и в практическом плане.
Объект исследования
– игры в организации обучения органической химии в средней школе.
Предмет исследования
– влияние игры на познавательную активность школьников при изучении химии.
Цель исследования
– выявление факторов и педагогических условий успешного применения игр, ориентированных на активизацию познавательной деятельности школьников при изучении органической химии.
Гипотеза исследования:
- если использовать игры в некоторых формах учебного процесса при преподавании органической химии в средней школе, то это позволит повысить активность познавательной деятельности школьников и их уровень усвоения химии.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
а) провести анализ литературных источников и определить рациональное место игровых методов обучения в учебном процессе при преподавании органической химии;
б) выявить дидактически значимые характеристики игр;
в) разработать методический материал с акцентом на игровые формы организации занятий;
г) провести экспериментальное исследование эффективности применения игр в учебном процессе.
- Игровые методы обучения в современной школе
- Игровая деятельность в процессе обучения
- Место игровой системы в курсе химии
- Психолого-педагогические задачи игросистемы
- Виды игр в педагогической системе
- Игровые технологии как метод обучения
- Разновидности и возможности использования учебных деловых игр
- Оптимизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии через игровые методы
- Программа и тематическое планирование уроков химии в 10 классе (базовый уровень)
- Программа и тематическое планирование уроков химии в 10 классе (профильный уровень)
- Методические разработки
- Урок–викторина «Счастливый случай»
- Урок-игра «Своя игра»
- Перечень контрольных заданий «Закончите фразу»
- Обсуждение результатов
- Выводы