Урок–викторина «Счастливый случай»
Место урока в учебном плане. Урок-викторину можно провести на заключительном уроке по разделу «Кислородсодержащие органические соединения» в Х классе.
Цель урока: систематизация и обобщение знаний. Оборудование: лото с бочонками, плакат «Счастливый случай». Подготовительный этап. Класс делится на две команды (например, команда мальчиков и команда девочек). Каждая команда получает задание: придумать название команды, выбрать капитана, подготовить эмблему и вопросы команде-противнику.
Викторина проводится по аналогии с одноименной телевизионной игрой.
Гейм 1. «Дальше, дальше…»
В течение двух минут каждой команде задаются вопросы. При оценивании подсчитывается количество правильных ответов.
Примеры вопросов гейма:
1. Простейший альдегид. (Муравьиный)
2. Трехатомный спирт. (Глицерин)
3. Тип гибридизации углеродного атома карбонильной группы в альдегидах. (sp2)
4. Спирты, которые образуются при восстановлении альдегидов. (Первичные)
5. Эта реакция используется для очистки альдегидов и кетонов и выделения их из смесей. (Реакция присоединения гидросульфита натрия)
6. Жидкость с резким запахом зеленой листвы, получают из ацетилена по реакции Кучерова. (Уксусный альдегид)
7. Сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот. (Жиры)
8. Окисление альдегидов аммиачным раствором оксида серебра. (Реакция «серебряного зеркала»).
9. Кислота, которая образуется при окислении масляного альдегида. (Масляная кислота).
10. Функциональная группа альдегидов. (Карбонильная группа).
Гейм 2. «Темная лошадка»
«Темная лошадка» задает три вопроса. На обсуждение каждого вопроса дается 30 секунд, отвечает команда, которая быстрее находит правильный ответ. Если «темная лошадка» считает ответ неверным, отвечает вторая команда, а в случае неправильного ответа второй команды - отвечают зрители.
Гейм 3. «Домашнее лото»
Капитаны команд по очереди вытаскивают из мешочка бочонки с номерами. В мешочке 10 бочонков, бочонок со значком «Счастливый случай» - задание на построение моделей молекул. Команды отвечают на вопросы по соответствующим номерам.
Примеры вопросов гейма:
1. «Счастливый случай»: постройте модель молекулы уксусного альдегида.
2. Вычислите молекулярную массу этилового спирта.
3. Составьте уравнение реакции окисления пропионового альдегида аммиачным раствором оксида серебра.
4. «Счастливый случай»: постройте модель молекулы метилового спирта.
5. Как называют соли уксусной кислоты?
6. Какие изомерные спирты состава СНО можно приготовить гидрированием альдегидов?
7. «Счастливый случай»: постройте модель молекулы этилового спирта.
8. Какие спирты невозможно получить гидрированием альдегидов?
9. Какими органическими веществами можно воспользоваться вместо альдегидов для проведения реакции «серебряного зеркала»?
10. «Счастливый случай»: постройте модель молекулы изопропилового спирта.
Гейм 4. «Ты - мне, я - тебе»
Команды задают по пять вопросов друг другу (вопросы должны быть подготовлены командами заранее).
Гейм 5. «Гонка за лидером»
Ведущий задает вопросы командам в течение определенного времени. Сначала ответы дает проигрывающая команда. За отведенное время команды стремятся дать как больше правильных ответов.
Вопросы для команды 1
1. Жидкость с резким запахом зеленой листвы, получают из ацетилена по реакции Кучерова.
(Ответ: уксусный альдегид. 1 балл)
2. Запах гвоздики обусловлен этим веществом. Оно не реагирует с аммиачным раствором оксида серебра, а при каталитическом гидрировании образует гептанол-2.
(Ответ: гептанон-2. 2 балла)
3. Муравьи для подачи сигнала тревоги выделяют это вещество. Это вещество взаимодействует с синильной кислотой, при каталитическом гидрировании образует 4-метилгексанала-3.
(Ответ: 4-метилгексанон-3. 3 балла)
4. Этот альдегид находится в эвкалиптовом масле и обладает запахом лимона. При взаимодействии с бромом образует 2,3,6,7-тетрабром-3,7-диметилдиметилоктанола-1.