Урок 2. Использование компьютерных технологий на уроке по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон»
Цели урока
:
· обучающая: продолжать формировать умения анализа эпического произведения; учить пониманию роли художественной детали в произведении;
· развивающая: стимулировать у каждого учащегося желание проявлять инициативу, учить жить в окружающем мире свободно и самостоятельно;
· воспитательная: формировать у учащихся понятие о чувстве собственного достоинства.
Оборудование: портрет А.П. Чехова; выставка иллюстраций разных художников к рассказу «Хамелеон»; карточки с заданиями для групп.
Педагогическая технология: технология коллективной мыследеятельности (класс разделен на группы, каждая из которых садится за отдельный стол).
Предварительное индивидуальное домашнее задание: выяснить в словаре литературоведческих терминов значение понятия «художественная деталь».
Эпиграф к уроку: «Два основных порока всякой обывательской души казались Чехову особенно мерзкими: надругательство над слабыми и самоуничижение перед сильными» (К.И. Чуковский).
Ход урока
I. Изучение нового материала
1. Продолжая разговор о рассказе «Хамелеон», отмечаем, что в композиции любого произведения важная роль принадлежит так называемым художественным деталям. Просим ученика, работавшего дома со словарем литературоведческих терминов, дать определение этого понятия (до урока ученик записывает определение на доске). Итак, художественная деталь – выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку; деталь используется для того, чтобы наглядно представить и охарактеризовать героев и их среду обитания.
– Прочитайте первое предложение рассказа и ответьте на вопрос: какая из упомянутых в нем деталей встретится в произведении еще не раз?
Ответ, конечно, затруднений не вызывает – это шинель:» Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке»
– Сколько же раз в таком маленьком рассказе будет упомянута эта шинель?
Несложный арифметический подсчет показывает: четыре раза! Следовательно, эта деталь для автора очень важна.
2. Организуя работу в группах, предъявляем вопросы, ответы на которые помогут понять, какую же именно роль в рассказе играет шинель Очумелова. Группы получают карточки со следующими вопросами:
1) Почему, давая портрет Очумелова, Чехов не упоминает ни о какой другой детали одежды полицейского надзирателя, кроме шинели?
2) О чем нам говорит такая подробность, что шинель у Очумелова новая (обратите внимание на то, в какое время года происходят описываемые в рассказе события)?
3) Как вы думаете, как именно надета на Очумелова шинель – расстегнута она или застегнута на все пуговицы?
Предполагаемый результат работы групп.
Итак, прочитано только первое предложение рассказа. Что же мы узнали?
Во-первых, действительно, описывая полицейского надзирателя, автор не только не упоминает о каких-либо других деталях его одежды, но и вообще ничего не говорит о его лице, цвете волос, других, казалось бы, необходимых компонентах портрета. Мы как бы «не видим» лица Очумелова, шинель – это все, что читатель знает о его внешности. Следовательно, перед нами не человек, а чин, и именно это в нем главное! Во-вторых, на дворе – лето (в руках у городового – решето с конфискованным крыжовником), почему же полицейский надзиратель идет в шинели? Возможно, ответ в том, что шинель – новая, то есть в этот чин Очумелов, скорее всего, произведен недавно, поэтому его еще греет сознание «высоты» собственного положения. А поскольку символом власти полицейского надзирателя является шинель, то ее хозяин согласен претерпеть жару. В-третьих, вероятно, шинель все-таки расстегнута: трудно представить, что после слов Очумелова: «Генерала Жигалова? Гм!. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто… Ужас, как жарко!» – городовой, держащий в руках решето с крыжовником, прежде чем снять шинель со своего начальника, будет ее сначала расстегивать. Почему нам важно было выяснить этот факт? Очумелов, отправляясь на обход базарной площади, чувствует себя среди обывателей хозяином, властью, перед которой трепещут «хрюкины» и им подобные.