Итоги констатирующего эксперимента
Педагогическое исследование происходило в три этапа. Каждый этап имел свои цели и задачи.
Цель первого этапа состояла в изучении персоналий по источникам и отборе содержания для дальнейшей работы.
Были изучены и проанализированы следующие произведения:
- Архангельский А.Н. «Александр 1»;
- Ключевский В.О. «Русская история»;
- Манфред А.З. «Наполеон Бонапарт»;
- Тарле Е.В. «Нашествие Наполеона на Россию. 1812 год»;
- Тарле Е.В. «1812 год. Избранные произведения»;
- Троицкий Н.А. «Александр и Наполеон»;
- Троицкий Н.А. «1812. Великий год России»;
- Жилин П.А. «Михаил Илларионович Кутузов».
Во время второго этапа шло определение концептуальных подходов на основе анализа психолого-педагогической и методологической литературы по проблеме исследования. Были изучены работы Щукиной Г.И., Ильина Н.И., Васильевой З.В., Сластёнина В.А., Вагина А.К., Студеникина М.Т., Мухиной В.С., а также публикации журналов «Преподавание истории в школе», приложения к газете «Первое сентября» «История».
Были проанализированы «Государственный образовательный стандарт по истории» и программа по истории для общеобразовательных школ, учебники по истории для 8 класса А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной (История России Х1Х в.) и А.Я. Юдовской (Новая история. 1800-1913 гг.).
В ходе этого этапа также проводились констатирующий и поисковый эксперименты. В ходе констатирующего эксперимента было установлено, что в практике массового преподавания существует определённый интерес к вопросам изучения жизни и деятельности персоналий, как со стороны учителей, так и со стороны учащихся. Однако по ряду объективных и субъективных причин этот материал недостаточно освящается учителями истории. Также было выяснено, что и педагоги, и ученики хотели бы больше уделять внимание изучению исторических личностей, но в силу ряда сложностей методического и организационного характера осуществление этой идеи затруднено.
Целью поискового эксперимента являлась разработка вариативных заданий, определение различных методов и приёмов при изучении материала об исторических личностях на экспериментальных уроках. Учителям истории городских и сельских школ района были розданы дидактические материалы к урокам по теме «Россия в первой половине Х1Х в.». Также была разработана система вопросов и заданий различного уровня сложности, направленная на развитие воображения, на использование знаний из различных источников, на внимательность. Были предложены средства наглядности, а именно: иллюстрации, репродукции картин, портреты, сюжеты из видеофильмов.
Эффективность предложенных вариантов изучения деятельности персоналий определялась по результатам отсроченных срезовых работ, что позволяло определить наиболее оптимальные приёмы и методы изучения данной темы.
В ходе следующего этапа исследования осуществлялся формирующий эксперимент, целью которого была апробация разработанной экспериментальной методики по формированию представлений об исторических личностях.
Экспериментальная методика включала в себя 4 урока: «Два императора: начало пути», «Александр против Наполеона», «Отечественная война 1812 г.», «Агамемнон Европы».
Уроки были нетрадиционными по форме. Шла апробация предложенных методических приёмов: синхронизации, персонификации, ролевой игры, интегрированности. Учащимся предлагались задания различного уровня сложности, творческо-поисковые и т.д.
Дидактические материалы учителей включали в себя фрагменты из художественной литературы, портреты, репродукции, сценарий ролевой икры, видеосюжеты.
Были отобраны контрольный и экспериментальный классы, одинаковые по уровню успеваемости и психологическому климату в классе.
Апробация шла по двум направлениям:
1) материал даётся систематизировано, синхронно, с использованием дополнительных источников информации;
2) материал даётся в рамках учебника, эпизодически, без использования дополнительного материала.
На данном этапе эксперимента также были проведены срезовые работы, которые позволяли судить об эффективности предложенной методики.
Результаты формирующего эксперимента были обработаны и оказались неоднозначными. Там, где была предложена методика первого направления, уровень интереса наблюдался выше, и желание детей работать с подобным материалом было лучше. Во втором случае, интерес на уроках возникал, но из-за отсутствия разнообразия в приемах изложения материала быстро угасал. Не наблюдалось той активности и самостоятельности, которые присутствовали в первом варианте. Из этого можно сделать вывод: материал об исторических персоналиях должен даваться с использованием дополнительных средств обучения (репродукции, портреты, видео- и аудиозаписи и т.п.). Это помогает создать у детей яркое представление о жизни и деятельности личности, отражается на интересе к предмету в целом. Необычность, образность материала подталкивают к чтению дополнительной литературы, самостоятельному пополнению своих знаний.