Методические приемы изучения словарных слов латинского происхождения на уроках русского языка в 5-7 классах
Например, в одном столбике записано определение лексического значения слова, а в другом – грамматического. И ученики должны соотнести эти два значения.
Или другое задание. Школьникам предлагается для чтения текст, в котором более 50 % заимствованной лексики имеет латинское происхождение. Задача учащихся не только выделить в предложенном тексте новые для них слова, но и отобрать латинские, используя этимологический словарь. Затем ученики раскрывают значение всех новых слов путем справок в толковом словаре. Важно, чтобы учащиеся постоянно накапливали такие слова в своих специально заведенных для этого тетрадях с тематическим их распределением по семантическим или грамматическим разрядам (частям речи).
Также использование словарей при работе с “трудными” словами способствует воспитанию у школьников правильного отношения к иноязычной лексике и навыков ее уместного и осознанного употребления. А это очень актуально, так как всем известно пристрастие многих современных школьников к использованию иноязычных слов. Перенасыщенность речи без какой-либо определенной цели такими словами ведет нередко к затемнению смысла сказанного. Кроме того, нередко такие слова употребляются не в том значении. Например, один школьник не различат по значению слова стимулы и символы, для другого слова лидер и негодяй - синонимы, третий говорит “литургический” сон вместо летаргический.
Во избе6жание такой путаницы на уроках русского языка необходимо использовать различные упражнения, основанные на замене иноязычных слов русскими синонимами. Преимущество упражнений такого вида в том, что они дают учителю возможность опереться на знание учащимися фактов изучаемого ими в школе иностранного языка.
Например, подберите русские синонимы к словам латинского происхождения: 1) прогресс; 2) процесс; 3) резолюция; 4) реформа; 5) сигнал; 6) симпатичный; 7) характеристика; 8) эксперимент; 9) легендарный; 10) рецензия; 11) фестиваль; 12) шоссе; 13) карнавал; 14) комментарий; 15) регулировать; 16) результат; 17) авиатор; 18) библиотека; 19) вестибюль; 20) делегат; 21) дивизия; 22) интерьер; 23) кандидат; 24) автобиография.
Примерные ответы учеников: 1) улучшение; 2) ход, развитие; 3) постановление; 4) преобразование; 5) знак; 6) милый; 7) описание; 8) опыт; 9) необыкновенный, прославленный; 10) оценка; 11) праздник; 12) дорога; 13) праздник; 14) пояснение; 15) управлять; 16) итог; 17) летчик; 18) книгохранилище; 19) прихожая, сени; 20) представитель; 21) войсковое соединение; 22) внутреннее помещение, внутренняя отделка; 23) претендент; 24) жизнеописание.
Важно, также, чтобы на протяжении всего учебного года во время работы с заимствованной лексикой дети пользовались словарем иностранных слов и вели свои собственные словарики иностранных слов, куда выписывали встретившиеся в упражнениях лексические единицы. Затем самостоятельно или с помощью учителя заменяли их соответствующими русскими словами. А в конце каждой изученной темы нужно выделять такие иностранные слова, к которым нельзя подобрать соответствующие русские синонимы.
Детям можно давать следующее домашнее задание: попробовать написать свой собственный рассказ с использованием пар слов – русского и латинского происхождения, сходных по значению. Также можно задать составление кроссворда, используя как можно больше слов латинского происхождения. Такая работа не только привлекает внимание учащихся к лексическому значению слова и заставляет пользоваться толковым словарем, но и учит правильно формулировать значение слова. С лучших кроссвордов можно сделать ксерокопии для каждого ребенка, и традиционный словарный диктант превратить в разгадывание кроссворда, составленного одноклассником. А рассказы могут быть использованы для проведения диктантов или напечатаны с пропуском орфограмм и представлены в качестве дополнительных упражнений. Преимущество такого способа работы еще и в том, что он дает возможность ребенку вырасти в глазах одноклассников и в своих собственных. Нетрудно представить гордость ученика в тот момент, когда класс разгадывает кроссворд, под которым написано: «Автор - …» - а дальше – его имя и фамилия.
Кроме того, задача настоящего учителя – не останавливаться только на традиционной школьной программе. Важно спланировать урок так, чтобы осталось время для дополнительной интересной информации, направленной на повышение интеллекта учащихся. Можно, например, опираясь на знание этимологии при изучении нового слова, привести интересные сведения из римской истории. Возьмем слово кандидат: в Риме претендент на общественную должность облачался в белую тогу.
Очень познавательным будет рассказ о происхождении или значении месяцев. Например, декабрь – от латинского decem «десять». По римскому календарю декабрь – десятый месяц в году, так как календарный год в Риме начинался с марта. Октябрь – от латинского octo «восемь». Ноябрь – от латинского novem «девять». Сентябрь – от латинского septem «семь». Или апрель, что в переводе с латинского означает «освещенный солнцем».