Анализ программ и учебников по русскому языку для начальных классов в аспекте изучаемой темы
Упражнения составлены с таким расчётом, чтобы каждый ученик понял их по возможности самостоятельно. Однако требования самостоятельного выполнения упражнения не отрицает целесообразной подготовительной работы для уяснения учащимися предстоящих действий, каждое упражнение сопровождается инструкцией.
При изучении темы «Имя прилагательное», упражнения направлены на знание учащимися того, что имя прилагательное обозначает признак предмет и отвечает на вопросы какой? Кроме того, в упражнениях содержится материал, дающий первоначальные представления о связи имени прилагательного с другими частями речи.
Так в учебнике для 1 класса в упражнении №256 детям предлагается описать предметы, изображённые на рисунке; написать по три слова, которые могут не называя предмет дать его описание.
Задания к упражнениям №257, №258 имеют своей целью понимание учащимися лексического значения имён прилагательных. Так, в упражнении №259 детям предлагается распределить прилагательные по группам (размер, цвет, возраст и т.д.); поставить вопросы к ним от существительных. В упражнении №260 в перечне слов учащиеся должны подчеркнуть слова, которые обозначают признак и отвечают на вопрос какие?, какой?, какая?
Задание к упражнению №264 направлено на выявление связи имени существительного с именем прилагательным. Детям предлагается в словосочетании хитрая лиса определить какое слово обозначает предмет, какое признак предмета, а также поставить вопросы к данным словам.
Ряд упражнений (№ 265 - № 269) направлен на выработку у учащихся навыка определения прилагательных как части речи.
Упражнения (№270 - №275) формируют умения нахождения прилагательных в предложениях, в тексте (посчитайте, сколько в загадке имён прилагательных), №370 (выпишите имена прилагательные во множественном числе и другие.)
Во втором классе при изучении имен прилагательных важно добиваться осознания детьми самого понятия «признак предмета», а следовательно, связи имен прилагательных с именами существительными, для чего пользоваться терминами «словосочетание» и «согласование» («согласуются») (№° 287. 289. 292, 293. 311, 315, 330, 345).
Важно также не только понимание учащимися разнообразия признаков, но и рассмотрение их по определенным группам: по форме, цвету, величине, назначению и т. д. (№ 291, 305).
Следует уделить особое внимание различению имен прилагательных и существительных (№ 288, 290, 295, 298. 304), прилагательных существительных и глаголов (№ 294, 299, 300, 302. 306 )
Работа с прилагательными продолжается в сочетании с правописанием парных согласных на конце слова (№ 313, 317, 329), при изучении изменения прилагательных по родам и числам (№ 331—348), в упражнениях на правописание родовых окончаний прилагательных (№ 336. 338—340).
Можно составить диктант из слов, трудных в орфографическом отношении, если таковые будут написаны с ошибками при выполнении учащимися упражнений 291, 297. 301, 303.
В ряде упражнений рассматриваются имена прилагательные-синонимы (№ 308, 309), прилагательные-антонимы (.№ 305, 307), образные сравнения (№ 304, 329, 346), что важно для
Накопления наблюдений о роли прилагательных в формировании образной речи, в частности эпитетов.
В 4 классе, в связи изучением главных и второстепенных членов предложения проводится синтаксический разбор предложения: выделяется основа предложения, определяется какой частью речи выражен тот или иной член предложения, и даётся грамматическая характеристика части речи. Так, в учебниках для 4 класса ряд упражнений направлен на раскрытие синтаксической роли прилагательного. Например, в упражнении № 360 предлагается задание: подчеркнуть главные члены предложения, надписать над ними, какой частью речи они выражены и подчеркнуть второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета. В упражнении № 163 учащимся предлагается составить предложения с прилагательными в качестве определений. Формированию навыка нахождения определений в предложении и в тексте направлены упражнения №366 - №371. Ряд упражнений (№373 - №376) предполагают задания по согласованию прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (переделать словосочетания, поставить вопросы к прилагательным).