Система развивающего обучения Л.В. Занкова.
Система обучения, направленная на общее развитие детей, отличается богатством содержания. В ней поставлена задача — дать общую картину мира на основе достижений науки и искусства. Такое содержание обучения природосообразно, так как идет навстречу естественной духовной потребности младших школьников, их тяге к познанию мира.
При разработке теории и практики развивающего обучения Л.В. Занков и его лаборатория опирались на целую систему фактов, полученных на основе проверки дидактической системы в различных педагогических условиях. Психологи считают, что в возрасте до 7-8 лет в растущем человеке складываются и проявляются до 70% его личностных качеств. Именно в этот период начального обучения раскрываются сущностные силы растущего человека, складывается ядро его личности. Хорошо известно, что все, что усваивает ребенок в этом возрасте, остается на всю жизнь.
Психология доказала, что обучение является ведущей причиной психического развития. Л.В. Занков был против системы «формирования личности», которая предполагает какие-то насильственные действия вопреки природе человека. Он ставил другую цель — система обучения и воспитания должна помочь раскрыться духовным силам, создать благоприятные условия для их созревания и развития, а не насильно развертывать их.
Развитие детей в данной системе понимается не в узком смысле, как развитие отдельных сторон — внимания, памяти, воображения и т.п., а как общее развитие личности (развитие ума, воли, чувств, т.е. фундаментальных сторон психики, составляющих ее основу).
Новая система обучения — это целостная, научно обосноВАННАЯ система все части которой взаимосвязаны.
Развитие достигается на основе реализации всею комплекса ее частей, определяющих и образующих процесс обучения, — целей и задач обучения, вновь выдвинутых принципов, направленных на общее развитие школьников, богатства содержания и особенностей методов обучения, с помощью которых реализуются принципы, а также организационных форм, особой атмосферы обучения и учета его результативности.
Регулирующую и направляющую роль в системе Л.В. Занкова имеют дидактические принципы:
1. Обучение на более высоком уровне трудности.
2. Изучение материала более быстрым темпом.
3. Ведущая роль теоретических знаний.
4. Осознание процесса учения.
5. Работа над развитием всех учащихся.
Принцип более высокого уровня трудности в обучении предполагает преодоление школьниками трудностей в процессе учебы, что вызывает у них духовный подъём, способствует развитию. Овладение знаниями без какого-либо напряжения делает процесс развития вялым и медленным. Но трудности должны быть доступны для преодоления их детьми в зоне ближайшего их развития. Если мера трудности не будет соблюдаться, тогда этот принцип из положительного фактора, воздействующего на развитие, превращается в отрицательный, вызывающий спад интереса к учению.
Принцип прохождения материала более быстрым темпом противостоит разжевыванию» материала. Более быстрое продвижение в познании отвечает потребности детей — их больше интересует узнавать новое, чем повторять уже знакомый материал. Процесс познания в новой системе строится так, что более быстрое продвижение вперед идет совместно с возвращением к пройденному. Изучение нового переслаивается повторением ранее изученного. При этом ранее изученное выступает в новых связях и сопровождается открытием в нем новых сторон и новых граней.
Принцип ведущей роли теорстических знаний предполагает, что ученики в процессе упражнений ведут наблюдения над материалом, при этом учитель направляет их внимание и ведет к раскрытию существенных связей и зависимостей в самом материале. Ученики подводятся к уяснению определенных закономерностей, делают выводы.
Работа над освоением закономерностей продвигает школьников в их развитии.
Принцип осознания процесса учения обращен внутрь — на осознание учеником протекающего у него процесса сознания: что он до этого знал, а что нового еще ему открылось в изучаемом предмете, рассказе, явлении.
Принцип работы над развитием всех учащихся, как сильных, так и слабых, подтверждает высокую гуманную направленность новой дидактической системы. Все дети, если у них нет патологических отклонений, могут продвигаться в своем развитии. Сам же процесс развития идет то замедленно, то скачкообразно. Поэтому слабые и сильные ученики должны учиться вместе. А разделение учащихся по успеваемости, создание особых классов для слабых школьников Л. В. Занков считал противоречащим законам развития и самой природосообразности обучения.