Система развивающего обучения Л.В. Занкова.
«Приобретение новых знаний, выполнение новых заданий строятся так, что возвращение к пройденному становится совершенно необходимым. Возвращаясь к пройденному, школьник в то же время делает существенный шаг вперед, ранее приобретенные знания предстают в другом виде» (4, С. 68). На каждом новом этапе обучения изученное понятие обогащается новым содержанием. Так на практике реализуется принцип быстрого темпа изучения нового материала.
«Данный принцип имеет не только количественную, но главным образом, качественную — характеристику» (4, С. 117). В современных условиях при переходе на четырехлетний срок обучения данный принцип является не первостепенным, но важным. Анализ работы по системе 1-4 (с 1989 по 1997 г.) показал, что обучение тормозит развитие детей, потому что идет в зоне актуального развития. Содержание школьных программ было построено так, что первый класс часто дублировал содержание программ детского сада.
Решение проблемы в словесном плане, на основе теоретических рассуждений развертывается постепенно, звено за звеном. Невозможно при этом охватить все необходимые звенья, что затрудняет установление взаимосвязи между ними. Включение в этот процесс наглядно-образного мышления дает возможность охватить все входящие в проблему компоненты. Практические действия позволяют успешно устанавливать взаимосвязи, раскрывать динамику исследуемого объекта и тем самым облегчать поиск решения. Преобладание практических, образных или понятийных видов мыслительной деятельности определяется не только спецификой решаемой проблемы, но и индивидуальными особенностями детей.
Психическое развитие представляет собой очень сложный, противоречивый процесс, при котором переход на новые, более высокие ступени означает не отрицание предыдущих видов психической деятельности, а их перестройку, совершенствование. Абстрактно-теоретическое мышление, включаясь в единый процесс познания, перестраивает и наглядно-действенное, и наглядно-образное мышление, ориентируя на отражение наиболее существенных признаков, на проникновение в суть познаваемой действительности.
Именно поэтому в системе развивающего образования необходимо оптимально развивать разные виды мыслительной деятельности: и абстрактно-теоретическое, и наглядно-образное, и наглядно-действенное мышления.
Исходя из того, что уровень требований к выпускникам начальной школы возрос, что видно из анализа стандартов начального обучения, необходимо очень осторожно отнестись к принципу обучения на высоком уровне трудности. Но нельзя и отказываться от этого принципа. Ведь он создает условия для проявления индивидуальных возможностей детей, формирования на уроке доверительного общения. Смысл этого принципа базируется на учении Л.С. Выготского о зонах ближайшего развития. Этот принцип предусматривает, прежде всего, организацию такой учебной деятельности коллектива на уроке, которая ведет к решению задачи, с которой каждый ученик в отдельности не может справиться. Мера трудности должна снижаться в зависимости от возможностей каждого ученика или класса в целом. Но изначально каждый должен столкнуться с познавательной трудностью, которая вызывает активность поисковой деятельности.
Очень часто учителя поверхностно оценивают содержание учебных предметов системы Л.В. Занкова, не замечая, что в программе заложены различные формы конкретизации, рассчитанные на различный уровень обобщенности и характер усваиваемых знаний. Однако без той или иной формы конкретизации не может быть полноценного усвоения знаний и связанного с ним развития абстрактно-теоретического мышления.
Многие учителя берут для реализации на практике только части системы, нарушая при этом целый процесс, направленный на общее развитие учащихся, где каждый предмет выполняет свою роль и взаимосвязан с другими. Происходит односторонняя ориентация на теоретическое мышление.
Необходимость развивать различные виды мыслительной деятельности вытекает и из специфики творческого мышления. Важно, чтобы система заданий и упражнений была нацелена на формирование навыков на базе возможно более глубокого осмысления понятий, отношений, зависимостей.