Результаты опытно-экспериментальной работы
Технология универсальна. Любая из рассмотренных организационных форм легко воспроизводима. Например, огромная популярность рожденных на телевидении интеллектуальных игр типа: «Что? Где? Когда?», «Поле Чудес», «Брэйн-ринг», «Колесо истории», «Счастливый случай» может быть перенесена в учебный класс. Эта форма, которую учитель-предметник может наполнить своим содержанием, используя для умственных упражнений учащихся, их самопроверки, творческого интеллектуального развития. Творчество в обучении начинается с разрушения стереотипов.
При работе в данном направлении можно использовать принципиальную схему функциональной системы игры В.П.Беспалько[2]
КЗ ЭКЗ ТЗ БУК ИК ПНК ОПИ + ТР
КЗ – конкретные знания
ЭКЗ – элементы конкретного знания
ТЗ – таблица знаний
ОПИ – основные правила игры
БУК – блок учебных карт
ИК – игровая конструкция
ПНК – полученный набор карт
ТР – таблица результатов
обратная связь
Эта схема позволяет любому учителю-предметнику составить учебную игру на любую из перечисленных форм. Автор использует данную схему для работы со старшеклассниками. Было дано задание – составить свои игровые задания. Опыт показал, что учащиеся справляются с данной задачей. Любой учитель может с помощью своих помошников-учеников получить хороший комплект игрового материала по предмету, который всегда можно использовать как в учебной, так и во внеучебной деятельности.
Что касается сюжетных, ролевых игр, то, используя способы и принципы организации учебно-познавательной деятельности учащихся и правила подготовки таких уроков, описанные ранее, учитель способен воспроизвести и их.