Природа, сущность, история игры
Игровой деятельности, как и любой другой, присущи следующие компоненты: постановка цели, планирование, достижение результата. Таким образом в недрах игры зарождаются и дифференцируются другие виды деятельности (учение, труд).
Игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов и личности в целом. Так Рубинштейн С.Л. справедливо заметил: «Когда ребенок играет ту или иную роль, он не просто фиктивно переносится в чужую личность; принимая на себя роль и входя в нее, он расширяет, обогащает, углубляет свою собственную личность. На этом отношении личности ребенка к его роли основывается значение игры для развития не только воображения, мышления, воли, но и личности ребенка в целом.» [6, с. 528]
Игра многомерна. Существуют также разные взгляды на её структуру. На наш взгляд полезным будет привести предложенный Шмаковым С.А. набор слагаемых детской игры [9]:
Отсутствие материальных результатов. Детская игра, как известно, не создает ценностей в общеупотребительном смысле слова. В ней отсутствуют материальная польза, утилитарные результаты.
Содержание и сюжет игры. Содержание-то, что игра отображает, то, что воспроизводит ребенок в качестве центрального характерного момента. Сюжет – компонент преимущественно ролевых игр, но и у игр с готовым содержанием есть свои сюжеты. Сюжет отражает воспроизводимую действительность. Сюжеты детских игр – это отражение бесконечных сюжетов жизни.
Воображаемая ситуация. Она как структурный элемент игры есть её замысел и вымысел, т.е. главная выдумка игры, то, что создано соображением и фантазией индивида.
Правила игры – это те положения, в которых отражается сущность игры, соотношение всех его компонентов. Тот, кто не принимает правила игры, притворяется, значит, не играет, а делает вид, значит, разрушает её мир, её природную иллюзию. Дети хорошо это чувствуют.
Игровые действия. Игра служит ребенку формой реализации его активности, формой жизнедеятельности. Продуктивную игровую деятельность можно охарактеризовать наличием следующих элементов: задачи, материала, средств, действий, продуктов. Непринужденность – это одна из отличительных черт игры. Навязанная игра – плохая, не настоящая, это тоже скрытая форма принуждения.
Риск – это действие, направленное на привлекательную цель игры, достижение которой сопряжено с неопределенностью, даже возможной опасностью, угрозой неуспеха, сопутствует многим детским играм. Риск как часть структуры игры предполагает свободный выбор альтернативы, выбор различных решений игровой задачи и потому развивает решительность как социальное качество.
Выигрыш – внематериальная польза, выгода, достижение, преимущество, удача. Игра обычно позволяет кому-либо из её участников использовать максимально свои силы, опыт, мастерство для достижения основной цели. Выигрыш в игре (кроме сюжетно-ролевой, где выигрыш – сам процесс играния во что-то, в кого-то) имеет разнообразные формы.
Игра стимулирует силы её участников, вызывает подъем активности, творчества, создает условия для мобилизации всех потенций ребенка. Игра – зона активизированной деятельности, часто на пределе всех сил, в этом её созидательность. [9]
Понимание природы, сущности и истории игры, рассмотренные нами в этом параграфе, имеет большое значение для формирования правильных подходов к руководству детской игрой и использования её как средства умственного развития.