Природа, сущность, история игры
Игра теснейшим образом связана с развитием личности, и именно в период ее особенно интенсивного развития – в детстве – она приобретает особое значение. В ранние, дошкольные годы жизни ребенка игра является тем видом деятельности, в которой формируется его личность. Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании ее свойств и обогащении ее внутреннего содержания. В игре формируются все стороны психики ребенка. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли [6, с. 524].
В современной теории вопрос об историческом происхождении игры является одним из главных, потому что проливает свет на её природу. Большинство современных ученых объясняют игру как особый вид деятельности, сложившийся на определенном этапе развития общества. Взгляд на игру в истории человечества отразила в своей статье Матыщина И.Г. [5]. Она предполагает, что самые примитивные формы игры возникли, очевидно, из-за стремления первобытного человека удовлетворить насущные «производственные» потребности своего сообщества. И на стадии архекультуры игры выполняли важные функции социализации подрастающего поколения, подготовки их к коллективной деятельности. Многие из детских игр, забав представляли собой шуточное подражание серьезному жизненному делу, которым детям предстояло заняться позднее, либо несли отпечаток ритуального поклонения.
Игры, имитирующие виды труда взрослых членов племени, служили для детей настоящими уроками, т. к. давали возможность приобрести необходимые трудовые, охотничьи и другие навыки.
Участие в коллективных играх способствовало переживанию чувства единения с другими членами общины.
В процессе общественного развития происходило постепенное обособление игры и труда.
В Древней Элладе были близки понятия «игра» – paidid и «воспитание» – paideid. В Древнем Риме слово «ludus» обозначало 2 неразрывно связанных понятия – «школа» и «игра».
В средние века наблюдалось гонение на игры как на источник греха. Наряду с этим процветали рыцарские турниры, поэтические турниры, маскарады, карнавалы, корриды и др.
Возрождение, наряду с другими культурными ценностями, вернуло в жизнь игры. Они стали предметом изучения и популяризации.
На Руси отношение к играм тоже было неоднозначным. Русская народная культура богата игровыми формами: петушиные бои, кукольный Петрушка, подвижные забавы, игровые хороводы и т.д.
В период 17–18 вв. философские, педагогические взгляды на игру как своеобразный способ взаимодействия человека с окружающим миром нашли свое отражение в работах Я.А. Коменского, Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо и др., предпринявшим попытки обоснования взаимосвязи игр с умственным, трудовым и нравственным воспитанием.
Для педагогики 19 в была характерна концепция «воспитания через образование». В этот период свою систему создал Ф. Фребель. Психолог К. Гросс рассматривал игру как изначальную школу поведения.
После Гросса теорию игры разрабатывали Ж. Пиаже, В. Штерн.
Большой популярностью пользовался труд Й. Хейзинга «Homo ludens. Человек играющий». Он рассматривал игру как самостоятельное явление культуры и доказывал, что «игра старше культуры».
В 20-ые годы 20 в началось использование игры в коррекционных и терапевтических целях в рамках психоаналитического подхода (Л. Клейн, Г. Гуг-Гельмут), а начиная с 50-х гг – в гуманистически ориентированном подходе (Г. Лэндэрт, А. Маслоу, К. Роджерс).
Анализом значения игровой деятельности занимались и отечественные психологи – Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубенштейн, Д.Б. Эльконин.
Л.С. Выготский отразил взгляд на игру как на источник создания «зоны ближайшего развития».
Так в чем же заключается природа игры?
На наш взгляд игра социальна по своим мотивам, происхождению, функциям, содержанию и структуре. Так Рубинштейн С.Л. отмечает, что побуждения рождаются из его (ребенка) контакта с миром и опосредованы всеми человеческими взаимоотношениями, в которые с самого начала включен ребенок. [6, с. 525] С помощью игры дети овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром, усваивают моральные нормы, способы практической и умственной деятельности, выработанные многовековой историей человечества.
Рассматривая сущность детской игры, следует в первую очередь отметить, «Игра – способ реализации потребностей и запросов ребенка в пределах его возможностей.» [6, с. 526] В игре решается противоречие между возросшими потребностями и запросами ребенка и ограниченностью его возможностей. Так он может быть и летчиком, и врачом, и строителем, хотя в на самом деле не обладает необходимыми профессиональными умениями. Так же в этом виде деятельности находят выражение стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых, потребность в познании окружающего мира, активных движениях, а также потребность в общении.