Обобщающий этап
Из этих данных и данных анализа работ контрольной и экспериментальной группы можно сделать вывод, что качественные изменения в экспериментальной группе выше, чем в контрольной.
Результативность проведенной работы по развитию познавательных процессов младших школьников с использованием игр очевидна и представлена в линейных диаграммах 1 - 6.
Таким образом, игра – эффективное средство развития познавательных способностей детей в младшем школьном возрасте.
Диаграмма 1.Сопоставление результатов анализа
внимания в экспериментальной и контрольной группах
на констатирующем и обобщающих этапах эксперимента
Диаграмма 2. Сопоставление результатов анализа
памяти в экспериментальной и контрольной группах
на констатирующем и обобщающих этапах эксперимента
Диаграмма 3. Сопоставление результатов анализа
мышления в экспериментальной и контрольной группах
на констатирующем и обобщающих этапах эксперимента
Диаграмма 4. Сопоставление результатов анализа
речи в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем и обобщающих этапах эксперимента
Диаграмма 5.Сопоставление результатов анализа
восприятия в экспериментальной и контрольной группах
на констатирующем и обобщающих этапах эксперимента
Диаграмма 6. Сопоставление результатов анализа
воображения в экспериментальной и контрольной группах
на констатирующем и обобщающих этапах эксперимента
Диаграммы фиксируют результаты входной и контрольной диагностик, то есть делают наглядными изменения в развитии соответствующих качеств, дают представление изменений познавательных процессов у детей обеих групп. Так в экспериментальной группе не осталось детей с низким вниманием. В начале эксперимента хорошее внимание было у трех человек, в конце - у семи. Восприятие на «хорошо» изменилось с двух до четырех человек.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
Воспитание и обучение младших школьников в кружке «Эрудит» Дома детского творчества города Катав-Ивановска развивает у младших школьников в процессе учебной и игровой деятельности познавательные способности и развивает процессы: внимание, память, мышление, речь, восприятие, воображение; формирует способы умственной деятельности, умения сравнивать, анализировать, делать обобщения.
Мы пришли к выводу: если организовать систематический процесс игровой деятельности, способствующий интеллектуальному развитию каждого ребенка через знакомство с окружающим миром; соединить обучающую, воспитательную, развивающую, тренировочную и состязательную деятельности, то развитие познавательных процессов детей в младшем школьном эффективно.