Констатирующий этап

Проведенный анализ литературы, подбор и разработка материалов требуют практической, экспериментальной проверки. Экспериментальной площадкой стал Дом детского творчества города Катав-Ивановска. Практика прошла в кружке «Эрудит». В исследовании принимали участие 24 ребенка. В школе они учатся в третьем классе по традиционной программе обучения и занимаются в учреждении дополнительного образования.

В нашем исследовании мы взяли две контрольные подгруппы.

Работа осуществлялась по трем этапам:

констатирующий;

формирующий;

контрольный.

На первом этапе проводился констатирующий эксперимент, направленный на выявление уровня сформированности познавательных процессов младших школьников.

Второй, формирующий этап работы, заключался в созидательной деятельности, сопряженной с реализацией разработанной программы развития познавательных процессов детей младшего школьного возраста через игру.

Заключительный, третий этап исследования, проводился теми же методами, что и первый. Целью этого этапа было выявление индивидуальных изменений в развитии познавательных процессов младших школьников.

При проведении эксперимента на практике мы использовали следующий инструментарий:

Закрытое тестирование.

Анкетирование.

Срез умений и навыков.

Изучение и анализ литературы.

Рефлексия.

Тест -

это вид экспериментального исследования, представляющий собой специальное

задание или систему заданий.

Тесты применяют для получения каких-либо данных.

Тестовое исследование отличается сравнительной простотой процедуры, оно проводится без сложных технических приспособлений, требует самого простого оснащения.

Традиционный подход к классификации познавательных способностей представляет В.П. Беспалько, В.Д. Шадриков и другие. Представим данную характеристику познавательных процессов в таблице 1, существенным образом обогатив традиционное рассмотрение категории «познавательных способностей» с точки зрения нашего исследования. [61,

c. 36].

Таблица 1

Характеристика познавательных процессов

Познавательные процессы

Определение

Свойства

Виды

Методы и приемы развития

Внимание

Направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или какой-либо деятельности

Избирательность,

Объем,

Распределение,

Концентрация,

Устойчивость,

Переключаемость

Непроизвольное,

Произвольное,

Постпроизвольное

Соревновательные моменты,

Нетрадиционный вопрос,

Контроль и оценка самих учащихся,

Комментированное управление

Память

Организация и сохранение прошлого опыта, позволяющие его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания

Объем запоминания,

Точность,

Длительность хранения,

Скорость запоминания

Кратковременная и долговременная,

Словесно-логическая, образная,

Произвольная, непроизвольная,

Механическая, смысловая  

Группировка,

План,

Классификация,

Структурирование,

Схематизация,

Аналогия,

Перекодирование,

Ассоциация,

Повторение,

Метод локальной привязки

Мышление

Обобщенный и опосредованный процесс отражения окружающей действительности в понятиях, суждениях, умозаключениях

Дополнительность – симметричность,

Сознательность- интуитивность,

Масштабность – узость,

Целенаправленность – бесцельность,

Оптимальность – закономерность,

Критичность – априорность,

Системность - стихийность

Образное, логическое, практическое,

Эмпирическое, теоретическое, разумное, диалектическое

Репродуктивное и творческое

Развивающие методы образования, нацеленные на гармонию идейно- понятийного, рефлексирующего мышления,

Ориентир на самопознание,

самообразование.  

Речь

Совокупность условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков

Скорость,

Разнообразие,

Грамотность,

Точность

Устная,

Письменная,

Вербальная (словесная),

Невербальная (мимика, жесты, знаки).

Чтение вслух,

Разыгрывание речевых ситуаций,

Овладение произвольной регуляции речевой деятельности,

Повторение,

Комментирование и др.

Восприятие

Целостное отражение предметов, явлений, в их чувственно доступных временных и пространственных связях и отношениях

Объем,

Быстрота,

Точность,

Полнота,

Надежность

Зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое, обонятельное

Восприятие времени, движения, пространства

Сочетание вербально-

логического материала с

образным, текстового

изложения с графическим представлением, зрительного

восприятия с практическими

действиями.

Воображение

Психический процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материала восприятий и представлений

Целостность,

Предметность,

Осмысленность,

обобщенность,

Константность

Избирательность

Визуальные и абстрактно-логические,

Зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные,

Статические, кинетические, преобразующие

Заострение,

Схематизация,

Типизация

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

[an error occurred while processing the directive]