Пояснительная часть
Поскольку семья является главным и важнейшим социальным институтом, то деятельностью по привитию ребенку отрицательного отношения к курению занимаются родители. Но по мере взросления ребенок проводит большое количество времени в стенах школы и других социальных институтах, где контроль над ребенком входит в функции педагогов. В связи с этим педагоги должны являться образцами поведения и иметь соответствующий имидж, а также обладать высокими моральными ценностями, вести здоровый образ жизни. Только в этом случае деятельность по профилактике курения будет успешной.
Руководствуясь законами РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" статья 10[5] и "Об образовании" статья 51 [4] общеобразовательные учреждения обязаны создавать условия, гарантирующие сохранение и укрепление здоровья учащихся. Министерством образования и науки, Министерством здравоохранения и социального развития принят ряд соответствующих документов. Включающиеся в здоровьесберегающую деятельность коллективы учебных заведений используют различные ее модели (медико-гигиеническую, физкультурно-оздоровительную и другие), но при этом недооценивают роль педагога (его здоровье) как субъекта профессиональной деятельности по сохранению здоровья школьников.
Низкий уровень здоровья учителей, недостаточное понимание педагогами ценности личного здоровья и здоровья учащихся, отсутствие мотивации к здоровьесохраняющей деятельности, неудовлетворительный уровень владения здоровьесберегающими технологиями в индивидуальной жизнедеятельности и образовательном процессе свидетельствуют о дефиците культуры здоровья – системы знаний, ценностно-смысловых установок, эмоционально-волевого опыта и практической деятельности, направленной на решение проблем сбережения своего здоровья и здоровья учащихся.
Больной учитель не может воспитывать здоровое поколение. Для осуществления здоровьесозидающей деятельности (целенаправленной формы активности, посредством которой удовлетворяются потребности в сохранении, развитии здоровья учащихся) он должен владеть культурой здоровья как составляющей общей педагогической культуры. [8, 55]
Имидж педагога формируется не только когда он приступил к выполнению профессиональной деятельности, но и, в большей степени, во время обучения в профессиональных учреждениях. И именно через такую универсальную форму социального наследования как педагогическое образование – студент обретает собственный образ педагога, отличный от других и одновременно соотносимый с образом выпускника-педагога как субъекта культуры здоровья общественно востребованной характеристики. Студент в составе культуры здоровья обнаруживает, интерпретирует и переводит в контекст индивидуальных мировоззренческих смыслов ценности, значения, идеалы, опыт отношений и способы деятельности универсального характера, которые личностно пережиты им и востребованы. На этапе присвоения содержания категорий культуры здоровья осуществляется выход в область новаторских решений по оздоровлению образовательного процесса. [2,22]
Молодому специалисту, только что окончившему профессиональное учреждение в среднем от 20 до 22 лет. А это период, когда возникает проблема выбора жизненных ценностей. Выбор внутренней позиции – весьма многотрудная духовная работа. Молодому человеку, обратившемуся к анализу и сопоставлению общечеловеческих ценностей и своих собственных склонностей и ценностных ориентации, предстоит сознательно разрушить или принять исторически обусловленные нормативы и ценности, которые определяли его поведение в детстве и отрочестве. Кроме того, на него обвально наступают современные идеи государства, новых идеологов и лжепророков. Он выбирает для себя неадаптивную или адаптивную позицию в жизни, при этом считает, что именно избранная им позиция является единственно для него приемлемой и, следовательно, единственно правильной. [12,420]
Юность, обретая потенциал личности, входящей в пору второго рождения, начинает чувствовать освобождение от непосредственной зависимости тесного круга значимых лиц (родных и близких людей). Эта независимость приносит сильнейшие переживания, захлестывает эмоционально и создает огромное количество проблем. В большинстве случаев это проблемы аморального поведения, к которому относится и курение. [12,422]