Пояснительная часть
Человечество шагнуло в XXI век научно-технического прогресса и больших скоростей. Научные достижения подарили человеку множество материальных удобств: автомобиль и телефон, компьютер и Интернет, спутниковое телевидение и рекламу. Реклама сегодня является не только двигателем торговли, но и формирует образ жизни общества. А вот какой он? Красивая девушка или молодой мужчина с сигаретой в руке на огромном рекламном щите, внешне радостные и успешные, безусловно, притягивают взоры молодых.
Звезды сцены и эстрады, закуривая прямо перед глазами зрителей, любимые родители…, – все вместе подают пример для подражания нашим взрослеющим детям. [11, 4]
Молодое поколение России переживает кризисную социально-психологическую ситуацию. Разрушены прежние, устаревшие, стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Выработка новых форм психологической и социальной адаптации происходит хаотично, бессмысленно и лавинообразно. Молодежь утрачивает ощущение смысла происходящего и не имеет требуемых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый стиль жизни.
Современная социальная ситуация неизбежно привела молодое поколение к необходимости принять на себя ответственность за свое будущее. В то же время совершенно очевидно, что очень многие наши соотечественники, находясь под воздействием интенсивных и непрерывных возрастающих стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и вследствие этого психоэмоционального напряжения возникают различные формы саморазружающего поведения, в первую очередь курение, употребление наркотиков, алкоголя, а также других видов психоактивных веществ. [17, 3]
По мнению А.Н. Сизанова, курение является одной из вредных и распространенных привычек среди молодежи. Кроме нанесения непоправимого вреда здоровью курящих и их окружению, эта привычка препятствует формированию у детей, подростков, юношей и девушек адекватных возрасту поведенческих установок на здоровый образ жизни, замедляется личностный и нравственный рост. [16, 3].
Тема курения остро стоит в нашем обществе. Детально описывают вред курения как для самого курящего, так и для окружающих его людей, такие исследователи как Генкова Л.Л., Славков Н.Б. [1], Радбиль О.С.,
Комаров Ю.М.[14], Колесов Д.В.[6], Ягодинский В.Н.[20]. На современном этапе в России недостаточно освещены психологические и социальные характеристики данной проблемы. Исследования в этой области представлены в работах Матвеева В.Ф., Гройсмана А.Л.[9], Криворотова Н.С.[7], Сирота Н.А., Ялтонского В.М.[17]. Недостаток исследований можно объяснить тем, что российское общество только начинает подходить к этому вопросу серьезно и с разных сторон, только сейчас люди начинают осознавать, насколько разрушительно для общества это широко распространенное увлечение.
Без системной работы по антиникотиновому воспитанию подрастающего поколения эта проблема решена быть не может.[6, 152].
Кто же поможет уберечь наших детей от порока? Только мы сами, объединившись, способны противостоять этой разрушительной силе. Позаботиться о здоровье души и тела наших детей – высокая миссия наставников: родителей и педагогов. Именно они искренне заинтересованы в воспитании здорового поколения, развития нравственной культуры личности каждого ребенка. [11 ,3]
Колесов утверждает, что антиникотиновое воспитание должно начинаться с самого раннего возраста. У ребенка должно быть выработано резко отрицательное отношение к курению и к курящим. В помещении, где накурено, следует обращать внимание даже маленького ребенка на неприятный запах, на то, что дышать здесь трудно и противно. Следует учить его ценить свежий воздух и высказывать признаки отвращения при виде табачных изделий, благодаря которым люди лишаются чистого, свежего воздуха. Вредные для здоровья последствия курения в этом возрасте разъяснять еще не обязательно, так как это обычно еще недоступно пониманию ребенка. Необходимо не просто сообщить ребенку знания о вреде курения, но и прививать ему отрицательную реакцию, так, чтобы, он действительно испытывал отрицательные эмоции при виде табачных изделий, при ощущении табачного дыма, при виде курящего. [6, 153].