Детские организации в школах
В условиях детской общественной организации и многовариантности программ деятельности ребенок выполнял в среднем по 5-6 организационных и 4-5 содержательных ролей. Объясняется это свободным выбором детьми проблем для обсуждения, микрогрупп для разработки идей, организационных и содержательных ролей, видов деятельности, возможностью перехода из одной организации в другую или из одной программы в другую, даже выхода из программы и работы по собственным планам, отказом от предложенной работы и разработкой и реализацией собственного содержания.
Основными условиями личностно-ориентированной социально-педагогической помощи ребенку, по нашему мнению, являются:
конвергенция уровней различных воспитательных потенциалов (их согласование, сближение к одной оси) семьи, дворовой компании, общественной организации, школы, социума, общества, т.е. микро-, макро-, мета- уровней в соответствии с вышеназванными принципами;
балансирование темпов накопления и реализация воспитательного потенциала (определить соотношение воспитательных возможностей и создать условия их реализации);
обеспечение равных стартовых возможностей участия детей в общественной жизни;
оптимистическая перспектива;
свобода и ответственность социального выбора;
ситуации успеха, общественного признания.
В свете вышеизложенного нами дано следующее определение понятия “социализация ребенка в детской общественной организации” - это диалектический процесс приобретения опыта социальных отношений и освоения новых социальных ролей, происходящий в сферах деятельности, общения и самопознания путем узнавания, усвоения, присвоения, обогащения и передачи ребенком опыта социального взаимодействия детей и взрослых.