Детские организации в школах
В поле самореализации от способа организации деятельности зависит, прежде всего, позиция ребенка. Он может выступать в роли активного организатора и участника деятельности, и это будет способствовать формированию активной, деятельной личности. При неправильной организации деятельности он может в лучшем случае стать пассивным исполнителем указаний старших или сверстников, не проявлять инициативы и самостоятельности, и тогда это будет способствовать формированию пассивных и безынициативных, инертных людей.
Для обеспечения самореализации необходимо обеспечить сочетание различных средств, методов и организационных форм социализации ребенка.
В пространстве поля самореализации ребенок реализует себя не только в деятельности, но и в процессе общения с другими людьми. Чем шире и разумнее организовано общение детей с окружающими людьми, тем эффективнее результаты самореализации. Отсюда еще одна закономерность: зависимость результатов самореализации от характера общения детей.
Ребенок общается со сверстниками, разными людьми. Особое значение имеет его общение со взрослыми. Если оно - со стороны взрослых - приобретает авторитарный характер, то это отрицательно сказывается на саморазвитии личности. Другая крайность - полное невмешательство в жизнь и деятельность ребенка, что способствует развитию разболтанности, неорганизованности, вседозволенности. Лишь нормальная атмосфера вокруг детей и подростков обеспечивает правильные взаимоотношения с ними.
Таким образом, самореализация ребенка в процессе его участия в детской общественной организации зависит во многом от включенности его в социальную деятельность.
Включенность в социальную деятельность обусловлена мотивами аффилиации - стремления ребенка быть в обществе других людей, вызванными стремлением к престижу, доминированию, безопасности, покровительству; стремлением быть индивидуальностью; стремлением к познанию, красоте. Как считают О.С.Гребенюк и Е.Е.Лушникова, мотивами аффилиации являются мотивы познания, самоутверждения, сотрудничества.
Детские общественные организации - единственный социальный институт общества, объединившись в который, дети обретают статус субъектности и возможность действовать от своего имени и в своих интересах. Развитие личности в обществе идет по двум взаимосвязанным линиям, условно обозначенным как “само” и “со”. Под “само” понимается самовыражение, самодеятельность, самоопределение, наиболее полное использование условий для самосовершенствования, самоутверждения и т.д. И, вместе с тем, “со”, то есть совершаемое совместно с другими, с их помощью: сотрудничество, сотворчество, содружество, сопричастность общему делу, СОдействие. Эти “само” и “со” органично сочетаются, помогая друг другу, дополняя друг друга, и фактически отражают такую закономерность: соотношение равенства и взаимодополняемости детской самодеятельности и социально-педагогической поддержки в детской общественной организации.
При этом “со” проявляется здесь в узком и широком понимании: в узком как сотрудничество, сопричастность в рамках самой организации и ее подразделений на базе внутриорганизационных дел, а в широком как сотрудничество в решении вопросов, стоящих перед обществом. Для этого необходима взаимосвязь и координация усилий между детьми и взрослыми “внутри” детской организации и между детской организацией и различными государственными, общественными институтами самого разнообразного профиля.
Все это и определяет позицию взрослого, особенность которой основана на его членстве в детской общественной организации, что гарантирует право участия в решении всех вопросов ее жизни, включая право голоса. Имея равные со всеми права, взрослый все же более авторитетен, его слово в организации часто весомее и значимее в силу имеющегося жизненного опыта; к нему прислушиваются. Его задача убеждать не силой власти, а силой авторитета.