Использование игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников
Ребенок очень много может усвоить в первые годы жизни. Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, но очень насыщен познанием. Велик поток информации, который обрушивает на маленького человека окружающая жизнь. На многие вопросы он находит ответ, идя путем проб и ошибок, постигая закономерности [10, с. 3].
Психолого-педагогические исследования, проводимые неоднократно, показали, что у ребенка могут быть сформированы довольно сложные формы анализа и синтеза свойств воспринимаемых объектов, сопоставление и обобщение наблюдаемых явлений, понимание простейших связей и их взаимозависимостей [22, с. 3]. Источником познания дошкольника является чувственный и интеллектуальный опыт. Но следует отметить, что такой опыт может быть объемным, но не упорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло призван педагог, который не только знает, чему учить ребенка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим. Поэтому потребности нынешнего времени требуют от воспитателя перестройки в содержании и формах работы с детьми, творческих усилий, поиска новых подходов к каждому ребенку с учетом его уровня развития, особенности нервной системы и способности к усвоению знаний, активного использования научных достижений в области педагогики и психологии [10, с. 3].
Методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста прошла длительный путь своего развития. В ΧVΙΙ – ΧΙΧ вв. вопросы содержания и методов обучения детей дошкольного возраста арифметике и формирования представлений о размерах, мерах измерения, времени и пространстве нашли отражение в передовых педагогических системах воспитания, разработанных Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским, Л.Н. Толстым и др. Современниками методики математического развития являются такие ученые как Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л. Рихтерман, А.А. Столяр, А.С. Метлина и др [26, c. 13].
Дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий.
Детские сады и подготовительные классы учитывают этот интерес и пытаются расширить знания детей в этой области [16, c. 27]. Однако знакомство с содержанием этих понятий и формированием элементарных математических представлений зачастую, хочется желать лучшего.
Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. В связи с этим нас заинтересовала проблема: использования игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.
На основе вышеизложенного, в данной работе нами было определено: объект исследования – элементарные математические представления у дошкольников; предмет исследования – игровые приёмы при формировании элементарных математических представлений у дошкольников; цель работы – изучение актуальности использования игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Дать общую характеристику содержания понятия «формирование элементарных математических представлений
3. Исследовать эффективность использования игровых приемов в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников
4. Разработать систему занятий по формированию элементарных математических представлений с использованием игровых приемов.
Гипотеза исследования: использование игровых приемов в процессе обучения способствуют повышению уровня сформированности элементарных математических представлений у дошкольников.
Для решения поставленных задач были использованы методы: анализ педагогической и психологической литературы по проблеме исследования; наблюдение, диагностика, математическая обработка данных.
В соответствии с программой «Пралеска» и поставленной цели исследования работу следует вести в следующих направлениях: [21, c. 74].
ü содействовать развитию игры как самостоятельной творческой деятельности, создание благоприятных условий для обогащения, развития всех видов игровой деятельности: подвижные игры, дидактические игры сюжетно-ролевые и т.д.
ü использование богатых возможностей игры для диагностики уровня математического развития
ü использование игры и игровых приемов как средства организации детской деятельности [21, c. 75].
Практическая значимость состоит в том, что была разработана система занятий с использованием дидактических игр по математическому развитию дошкольников.
Материалы исследования могут быть использованы в деятельности воспитателей и родителей в работе с дошкольниками.
- Характеристика содержания понятия «формирование элементарных математических представлений» и динамика взглядов на математическое развитие дошкольников
- Создание условий для формирования элементарных математических представлений в разновозрастных группах
- Особенности использования игровых приемов в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников
- Исследования особенностей использования игровых приемов в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников
- Формирование элементарных математических представлений у детей группы «Почемучки» по средствам использования на занятиях игровых приемов
- Результаты проведенного исследования
- Заключение