Результаты проведенного исследования
Проанализировав результаты диагностики математического развития детей среднего дошкольного возраста до начала исследования мы установили, что:
1. из 12 обследуемых детей среднего дошкольного возраста в контрольной группе на начало исследования были выявлены следующие уровни математического развития:
ü Оптимальный уровень – 2 ребенка – 16,7%
ü Достаточный уровень: ‒ 6 детей – 50%
ü Недостаточный уровень: ‒ 3 ребенка – 25%
ü Критический уровень: ‒ 1 ребенок – 8,3%
2. В экспериментальной группе на начало исследования были выявлены следующие уровни математического развития:
ü Оптимальный уровень: ‒ 2 ребенка – 16,7%
ü Достаточный уровень: ‒ 7 детей – 58,3%
ü Недостаточный уровень: ‒ 2 ребенка – 16,7%
ü Критический уровень: ‒ 1 ребенок – 8,3%
Предъявим данные в таблице (Таблица 2.2.1)
Таблица 2.2.1 – Результаты изучения уровней математического развития детей среднего дошкольного возраста на момент начала исследования
Группы |
Уровни | |||
оптимальный |
достаточный |
недостаточный |
критический | |
контрольная |
1 чел. 16,7% |
6 чел. 50% |
3 чел. 25% |
1 чел. 8,3% |
экспериментальная |
2 чел. 16,7% |
7 чел. 58,3% |
2 чел. 16,7% |
1 чел. 8,3% |
Для проведения сравнительного анализа результатов исходного уровня математического развития детей среднего дошкольного возраста контрольной и экспериментальной групп, отобразим данные в диаграмме (рисунок 2.2.1)
Рисунок 2.2.1
Как показывает диаграмма исходного уровня математического развития детей среднего дошкольного возраста контрольной и экспериментальной группы почти одинаковые, разница составляет 8,3% в достаточном и 4,3% в недостаточном уровнях.
С целью изучения проблемы использования игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников, нами были проведены комплекс занятий по математике в контрольной группе по методике А.С. Метлиной и в экспериментальной – по методике Т.А. Остапенко.
После чего осуществили повторную диагностику математического развития детей среднего дошкольного возраста, где получили следующие данные:
1. В контрольной группе:
ü Оптимальный уровень – 2 ребенка – 16,7%
ü Достаточный уровень: ‒ 6 детей – 50%
ü Недостаточный уровень: ‒ 4 ребенка – 33,3%
ü Критический уровень: ‒ 0 ребенок – 0%
2. В экспериментальной группе:
ü Оптимальный уровень: ‒ 5 ребенка – 41,7%
ü Достаточный уровень: ‒ 7 детей – 58,3%
ü Недостаточный уровень: ‒ 0 ребенка – 0%
ü Критический уровень: ‒ 0 ребенок – 0%
Для проверки эффективности использования игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников и сопоставив уровни математического развития детей контрольной и экспериментальной групп, на момент проведения нашего исследования: мы определили, что в уровня математического развития детей экспериментальной группы произошли положительные изменения. В группе было выявлено 5 детей, у которых уровень математического развития оптимальный (41,7%), из них у двоих детей на начало исследования был достаточный уровень, а у одного недостаточный уровень сформированности элементарных математических представлений. Произошли количественные изменения в критическом уровне. Один ребенок с критическим уровнем математического развития поднялся до достаточного уровня.
У детей контрольной группы результаты остались теми же, за исключением 1 ребенка (8,3%), у которого уровень из критического перешел в недостаточный
Предъявим результаты нашего исследования в таблице (таблица 2.2.2)
Таблица 2.2.2 – Результаты изучения уровней математического развития детей среднего дошкольного возраста на момент проведения нашего исследования
Группы |
Уровни | |||
оптимальный |
достаточный |
недостаточный |
Критический | |
контрольная |
2 чел. 16,7% |
6 чел. 50% |
4 чел. 33,3% |
0 чел. 0% |
экспериментальная |
5 чел. 41,7% |
7 чел. 58,3% |
0 чел. 0% |
0 чел. 0% |