Игра как средство воспитания экологической культуры
Природа – источник|родник,исток| жизнедеятельности человека. Однако на протяжении длительного времени происходит разрушение жизнетворческих основ|основание|, которое угрожает|грозить| уничтожением не только человека, но и всего живого на земле.
С развитием цивилизации воздействие людей на природу становилось все более и более мощным и к концу двадцатого столетия приобрело планетарный характер. Природа сама уже не может залечить нанесенные ей|эй| раны. Первыми забили тревогу учёные, потом врачи, журналисты и политики. Слово «экология» стало|стать| модным. К сожалению, его стали|стать| употреблять к месту и не к месту, зачастую не понимая экологических проблем. А ведь сложившееся на Земле положение ученые определяют как экологический кризис. И нет сегодня более актуальной, более важной задачи, чем поиск выхода из него. [20, 6]
Отрицательный прирост населения, «экологические» заболевания – самая острая и самая больная проблема сегодня для страны.
Где же выход? Чтобы выжить,|взвешивать| человечество должно научится жить на Земле по-новому. Каждому человеку планеты Земля необходимо овладеть минимальным набором экологических знаний и способов деятельности, для того, чтобы его поведение было экологически осмысленным. А также решение этой задачи возможно при условии формирования нового мышления – экологического, воспитания экологической культуры личности. По мнению Б.Т. Лихачева, экология личности ¾ проблема, выдвинутая реалиями конца xx в., принявшими глобальный, угрожающий жизни на земле характер.[15,19] А спасать мир, по мнению М.М. Пришвина, нужно не гордостью человека от осознания собственной возвышенности над миром низших существ, а соединением творческих начал своего сознания и творческого бытия в целостном мировом творческом акте. В этом и есть высокий гуманистический смысл существования человека в природе.
Началом|принцип| формирования феномена культуры является уникальность феномена личности как универсального единства возможностей мыслить, желать|желать| и мочь. Экологическая|экологичный| культура определяет способы и формы взаимоотношений людей с окружающей средой. За своей сущностью экологическая|экологичный| культура является своеобразным кодексом поведения, которое лежит в основе|основание| экологической|экологичный| деятельности. Экологическую|экологичный| культуру составляют|складывать,сдавать| экологические|экологичный| знания, познавательные, морально-эстетичные|эстетический| чувства и переживания, предопределенные взаимодействием с природой, экологически|экологично| целесообразное поведение в окружающей среде.
Контакт с естественной|природный| окружающей средой человека начинается с раннего возраста. Именно тогда закладываются начала экологической|экологичный| культуры личности. Этот процесс должен основываться на психологических особенностях дошкольников. Среди последних важными является повышенная эмоциональная чувствительность, несформированность познавательной и волевой сфер. В отношении к природе ребенок не дифференцирует свое «Я» от окружающего мира, не различает границу|черта| между «человеческим» и «нечеловеческим»; у него преобладает познавательный тип отношения (какой объект бывает на ощупь, вкус|смак|) сравнительно с|в сравнении с| эмоционально-чувственным и практически-действенным.
А это, как нельзя лучше, формируется через игровые ситуации, игровую деятельность.
Психологические особенности отношения дошкольников к|до| природе определяют педагогическую стратегию формирования основ|основание| их экологической|экологичный| культуры.[20,8]
Экологическая культура
– это воспитание эмоциональной эстетической культуры, в которую входят: пробуждение у детей интереса к природе, растениям, животным, к самому себе; освоение элементарных природоведческих знаний о растениях и животных; приобщение ребенка к элементарному труду по созданию благоприятных условий для жизни живых существ, формирование элементарных представлений о природе, как о величайшей ценности, понимание её неприкосновенности, воспитание у ребенка элементарного чувства ответственности за всё живое.
Необходимо вовремя научить детей любить уголок родной земли и всю природу как один большой дом. Без этого ребёнок никогда не станет Человеком. А людям, по мнению В.И. Вернадского, обязательно необходимо научиться жить, мыслить и действовать не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств и их союзов, а и в планетарном масштабе.
Компетентность ребёнка в сфере «Природа» - необходимое условие становления целостной личности. Сведения о природе имеют большое значение в формировании начинаний экологической культуры. Общими подходами в формировании личности через|из-за| сферу жизнедеятельности «Природа» является: экологическое|экологичный| направление|устремление|, воспитание разносторонней гармонической личности, ориентированной на воссоздание|воспроизводство,воспроизведение| экологической|экологичный| культуры общества, комплексный подход, который предусматривает развитие чувственной сферы, усвоения определенного круга|окружность| знаний и овладения практическими|практичный| умениями[14,42].
Учитывая всё выше сказанное, считаем, что воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста – важная, необходимая область теории воспитания и обучения, актуальность которой диктуется современными условиями.
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы определили выбор
темы: «И
гра как средство воспитания экологической культуры детей старшего дошкольного возраста».
Объект исследования:
процесс воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования:
педагогические условия и факторы воспитания экологической культуры средствами игры у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования:
изучить особенности игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста как наиболее эффективное условие воспитания экологической культуры.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. |подробно| Изучить психолого – педагогическую и специальную литературу по данной проблеме исследования.
2. Определить эффективность игровой деятельности в процессе воспитания экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать и апробировать экспериментальную методику воспитания у детей старшего дошкольного возраста экологической культуры.
Постановка цели определяется следующей формулировкой гипотезы:
воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста будет осуществлятся более успешно, если создать такие педагогические условия:
1. Давать детям систематические экологические знания, при организации игровой деятельности научить их любить жизнь, природу, людей, себя, активно познавать мир, в который пришли.
2.Формировать у детей систему элементарных знаний о предметах и явлениях природы, т.е. изучать сами предметы и явления в природе, связи и отношения, которые существуют между ними.
3.Развивать моральные чувства, формировать моральное сознание и овладевать навыками и привычками морального поведения.
- Необходимость воспитания экологической культуры.
- Понятие об игре, классификация игр.
- Игра как средство формирования личности дошкольника
- Классификация детских игр.
- Сюжетно-ролевые игры.
- Игры с правилами
- Выявление уровня сформированности экологических знаний у старших дошкольников.
- Уровни сформированности экологических знаний
- Методика совершенствования работы по воспитанию экологической культуры у старших дошкольников
- Анализ и результаты исследования
- Заключение